Слом в истории музыки.

Любители джаза и авангарда говорят о кино, литературе и проч.

Модераторы: wolk_off, AlexMachen

Аватара пользователя
lesha
джазмен
Сообщения: 237
Зарегистрирован: Пн мар 17, 2008 14:06
Откуда: Москва
Контактная информация:

Слом в истории музыки.

Сообщение lesha » Вс апр 03, 2011 23:42

В этом разговоре мне бы хотелось оттолкнуться от двух статей Юрия Николаевича Холопова. Для полноты понимания, вот нформация об этом музыкаведе:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Холопов,_Юрий_Николаевич

Обе статьи, которые я бы хотел упомянуть, относятся к последнему году жизни автора. Первая статья "Новые парадигмы музыкальной эстетики ХХ века" http://www.kholopov.ru/prdgm.html , вторая статья носит название "О сущности музыки" http://www.kholopov.ru/essence.html

В обеих статьях присутствует рассуждение о том, что в 20-м веке в мухыке и не только в ней произашли катаклизмы, которые привели к ситуации, охарактеризванной Холоповым как слом. Слом касается как теории и техники написания и исполнения музыки, её звучания, так и её восприятия. Автор приводит исторический пример того, как такие же изменения происходили при переходе из эпохи Античности в Средневековие, затем из Средневековья в эпоху Нового времени. Теперешний слом рассматривается в этом контексте, как выход из Нового времени.

Из этого, возможно, следует то, что, если действительно имеет смысл говорить о сломе в музыке, завершение того слома, который мы сейчас можем наблюдать может привести к совершенно новой фоме музыки и её роли в жизни. Здесь можно вспомнить теорию Владимира Мартынова о конце времени композиторов. Так же Ярослав Судзиловский, сведетелем чего был лично я, утверждает, что "на нас двигается какая-то необъснимая масса, которую мы уже видем, но не можем, пока что, понять, что она собой представляет". Ещё мне вспоминаются слова Владимира Тарасова, сказанные им в одном из интервью, что нового культурного всплеска мы можем ожидать уже скоро, году в 2015.

Как вы, уважаемые форумчане, оцениваете данные утверждения? Действительно ли в истории музыки происходят регулятно некие сломы, свидетелями одного из которых мы, возможно, являемся? И правда ли, что в сколром времени мы можем увидеть результат завершения этого процесса и явления культурного всплеска, "огромной массы", или чего-то ещё "нового и потрясающего"?
Последний раз редактировалось lesha Вт апр 05, 2011 12:00, всего редактировалось 3 раза.
Salt Peanuts, Salt Peanuts!

Аватара пользователя
vantz
Сообщения: 69
Зарегистрирован: Ср июл 14, 2010 14:32
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение vantz » Вт апр 05, 2011 01:58

"...Слом касается как теории и техники написания и исполнения музыки, её звучания, так и её восприятия..."

Целиком согласен с этим утверждением. Мне всегда казалось, что основным признаком развития искусства в первой половине - двух третях ХХ-го века было освобождение. Во-первых, от техники создания/конструирования/исполнения объектов искусства, а во-вторых, от традиционных маркировок "искусство/неискусство". Грубо говоря, была такая мега-попытка чуть ли не всю вселенную объявить сложносоставным произведением искусства. Причем как целиком, так и по частям, вплоть до самых мельчайших деталей. Есть в этом, как мне кажется, какая-то параллель с античностью, с эллинским восприятием мира. Но в ХХ-ом веке, конечно, с точки зрения выразительных средств подход был гораздо более радикален. В античности все-таки были четкие профессиональные барьеры, типа, "он умеет писать музыку, а ты - нет, поскольку он учился у такого-то, а тот умел писать музыку". Т.е. может быть в каком-то смысле они признавали всё на свете произведением какого-то божественного искусства, но вот произведением данного конкретного "человеческого" искусства могли быть только строго определенные, созданные по достаточно жестким правилам "произведения", причем созданные все-таки именно "легитимными профессионалами". В XX-ом веке совсем исчезли границы между "художником" и "нехудожником".

Освобождение с одной стороны расширяет горизонты творчества, но с другой стороны сильно усложняет процесс этого самого творчества. Все-таки ограничение выразительных средств облегчает работу художника, как-то упорядочивает ее, что ли. Мне кажется, что ХХI век в искусстве будет веком освоения тех свобод, которые были завоеваны в ХХ-ом. Должно начаться развитие, творческое осмысление тех непропорционально (с точки зрения предыдущего культурного опыта) огромных возможностей, которые были открыты искусством ХХ-го века. В этом смысле, я думаю, будет много интересного :) .

И еще очень важный момент - ризоматичность, да простят мне это страшное слово, искусств. Например, раньше была одна, ну, по крайней мере в Европе и вокруг, "серьезная музыка", а теперь их стало много, причем они слабо зависят друг от друга и не всегда пересекаются. Это сильно усложняет работу историков искусств :) . Не осталось "магистральных путей", "главных фигур эпохи" и т.д. Вообще, естественным образом искусство стало более частным делом. Апофеозом этого направления развития может стать такая ситуация, когда каждый человек создает произведения искусства, но их потребителем является тоже только он сам. Я думаю, что до этого все-таки дело не дойдет, но целевая аудитория явно сужается. "Для всего мира" творить уже как-то странно.

Аватара пользователя
mmdesign
джазофил
Сообщения: 1141
Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
Откуда: Vilnius
Контактная информация:

Сообщение mmdesign » Пт апр 08, 2011 00:43

vantz

Код: Выделить всё

Освобождение с одной стороны расширяет горизонты творчества, но с другой стороны сильно усложняет процесс этого самого творчества. Все-таки ограничение выразительных средств облегчает работу художника, как-то упорядочивает ее, что ли.
Да, ладно :) Трудно импровизировать без малейшей подготовки и делать это убедительно, но и хорошую песню написать трудно. Кто-то лучше делает одно, кто-то другое. Плохих жанров ведь не бывает?

Искусство никогда не рождается из одного лишь "освобождения". Как и все в этом мире, оно есть результат хрупкого баланса порядка и хаоса, следования правилам и нарушения их. Какая-то тенденция может брать верх на короткий промежуток времени и тогда мы говорим о сломах или наоборот стагнации... но это все времянка. Ничего путного на идее слома не сваришь (есть конечно любители, на все есть). Точно так-же в точности следуя правилам не создашь ничего живого.

Кардинальные идеи конечно мутируют - вот мы импров слушаем. Думаю, это и есть результат ближайшего к нам слома, который начался лет 150 назад, а сейчас это просто такой период в конце которого стагнация, хотя явно не при нашей жизни.
В XX-ом веке совсем исчезли границы между "художником" и "нехудожником".
Мы об этом говорили много... для кого-то исчезли, для кого-то нет. я бы сказал, что пока рано говорить об этом с такой однозначностью. И да, это как раз похоже на слом. Хорошо, что не исчезли границы между строителями крупных сооружений, и не строителями оных. Хотя судя по количеству рушащихся под тяжестью снега аква-парков мы двигаемся в этом направлении.

lesha
Владимир Тарасов магёт сказать...

"Слом", трактуемый, как некий фундаментальный переосмотр вековых ценностей, случается каждый раз при переходе к новым орудиям производства, что обычно сопровождается сменой общественно экономической формации. Культура (и искусство) это один из аспектов жизни общества - важный, но не единственный. Кардинальная смена общества тянет за собой все остальное, и искусство в том числе (а вовсе не наоборот, как некоторые любят воображать :) ).

Я думаю, что "теперешний слом" происходит уже добрых сто лет. Это все тот же Черный Квадрат, индустриализация и глобализация. Индустриализация продолжается, огромный процент населения земли пока живет в аграрных условиях, но рост процента горажан продолжает расти по всему миру.
То есть процесс начат уже довольно давно (особенно учитывая, что скорость распространения информации выросла этак в миллион раз и темпы всяческих процессов конечно тоже выросли). Однако ничто не происходит мгновенно. Сто лет это капля в море истории. А 10-15 и вовсе ничто. Поэтому ожидать чего-то глобального в 2015 году на мой взгляд наивно (если конечно интервью не было дано в 60-х).

Есть еще один аспект. Все новое, это хорошо забытое старое. Куда бы не рвались души творцов, все мы и художники и их аудитория остаемся людьми, и судя по античной литературе практрически не меняемся на протяжении тысячелетий. Каждый из нас снабжен стандартным набором рецепторов и почти идентичной био архитектурой. Предствьте, какой всплеск испытала бы высокая мода, если бы с 2015 года у людей появилось бы произвольное число конечностей, от 1 до 80, например?! А так, не волновайтесь, все будет примерно как всегда (учитывая, что нойз уже изобрели) :)
Последний раз редактировалось mmdesign Пт апр 08, 2011 00:51, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
mmdesign
джазофил
Сообщения: 1141
Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
Откуда: Vilnius
Контактная информация:

Сообщение mmdesign » Пт апр 08, 2011 00:50

Я почему-то верю, что в будущем нас ждут импланты. Механические и главное кибернетические (типа айфон в зубе или флашка под кожей). Движение в этом направлении может серьезно изменить само-восприятие человека, и вот тогда действительно дай дорогу новому искусству.

Аватара пользователя
Can
джазмен
Сообщения: 149
Зарегистрирован: Чт дек 29, 2005 16:57
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Сообщение Can » Чт май 19, 2011 03:12

У меня гипотеза:

Искусство, как универсальный язык коммуникации и способ описания мира, прекрасно себе развивалось и описывало этот самый мир, постепенно усложняясь, разветвляясь и специализируясь рука об руку с прогрессом наших знаний о мире и о себе. Всё главное и универсальное оно давным давно описало (тут мы вместе с mmdesign'ом смело киваем на Платона с Сократом) и сегодня описывает уже что ни попадя: архетипы какие-нибудь или что-то из жизни квазаров или черных дыр (опять же вместе с mmdesign'ом врубаем Merzbow) конечно же утратив функцию общего языка (это мы отдаем масс-медиа). И вот пока у человека не появятся каким-то образом новые органы чувств(а такое вполне возможно, что и предположил прозорливый mmdesign) так и будет продолжаться.

К счастью, подавляющему большинству совершенно все равно.

Ответить