Роман, прочитав твой ответ на пост про формотворчество, почувствовал себя полным идиотом - со мной такое бывает, но к счастью длится не долго
После работы отправился в велопробег по окрестным лесам - тихие шоссе, утопающие в зеленых кущах, ярко голубое небо, прелесть. В какой-то момент я вдруг осознал, что погружен также и в изумительную по красоте акустическую среду - пение птиц, шорох шин, всякие странные призвуки и ветерок в листве. Это было воистину прекрасно... и бессмысленно. За всем этим звуковым богатством, которое, кстати не под силу создать ни одному ансамблю, не ощущался некий авторский посыл.
Сейчас наверное самое время поговорить о содержании музыки. Итак что это такое? Очевидно это очень абстактное понятие, которое может включать кучу всяких разноплановых вещей. Классифицировать не берусь, но приведу примеры. Тема, идея, чувство, образ, интонация, мелодические и ритмические структуры, контекст или отсыл к каким-то вне-музыкальным реалиям, так или иначе выраженное авторское присутствие...
Все запутано и потому, что многие сущности могут относиться одновременно к средствам и целям. Например интонация - это и метод передачи смысла, и сам смысл.
Музыка располагает огромным арсеналом выразительных средств, что позволяет говорить о ней, как об абстрактном языке, работающем на уровне чувств и эмоций. Намурлыкаем"Вставай страна огромная" и "В лесу родилась ёлочка". Разница? - Очевидна. Содержание? - Имеется! Приведу несколько примеров содержательных произведений:
- Rush Hour, Mingus. Композиция рисует яркий образ "Час пик в большом городе". Музыка, будто сжатая пружина, в ней нетерпение сотен стоящих в пробках водителей и спешащая толпа. Звукоподражание, духовые изображают сигналы машин... Технически я конечно не понимаю, как это сделано, но это "полотно". Мингус мог сделать что-то "не так", и мираж рассыпался бы. Но не таков наш Мингус!
- Passing Ships, Andrew Hill. Жутко романтическая, красивейшая и очень образная вещь. Здесь вроде бы нет прямого звукоподражания, но можно буквально "услышать" слабый плеск волн, "увидеть" громады океанских кораблей, которые безшумно появляются из неоткуда и исчезают в некуда.
- Nightbird Invention. Dominic Duval - абстрактно, но снова до чего образно - стаи птиц, снова звукоподражание, звуковые структуры буквально рисуют...
- Subway, William Hooker / Thomas Chapin - на одной из новинок НБ звучит яростный фри. Это просто ураган и мощь, но и здесь находится место для образности. Композиция "метро" начинается с подражания несущемуся поезду, а дальше идет такой "наш паровоз", что мама не балуйся. Любой музыкант, которому приходилось играть в метро оценит эту композицию
- Думая о Хлебникове, Владимир Тарасов - это с одной стороны совсем уж радикально. Соло на ударных, как ни как. Многих основополагающих элементов музыки здесь нет априори, но снова - какая образность! Какая точная коммуникация между музыкантом и его слушателем. Тарасов "показывает" нам свои миры, еще круче "свою интерпретацию миров Хлебникова" - и оба (Тарасов и Хлебников) присутствуют в этой музыке!
Я специально предложил несколько примеров из разных направлений джаза, фри, импрова. И не полез в более традиционные жанры - песню, оперу, симфоническую музыку, хотя в этих жанрах, искусство передачи смыслов развивалось веками. Почитайте сценарий любой симфонии (слово "либрето" применяется только к опере?). Есть там содержание?
Конечно, слушание музыки не сводится к чтению смыслов. Не всегда слушатель способен распознать посыл автора. Вот играет Барри Гай свои Fizzles, посвящение Самюэлю Беккету, а я - темнота, понятия не имею кто это такой. Не знаю Беккета, но Fizzles слушаю с большим интересом. Потому что в этой музыке море эмоционального "контента", давление-расслабление, интересные технические приемы, структуры... Или Густафссон, тот всегда кладет на лопатки одним и тем же приемом - как задует в свой баритон, у меня аж душу выворачивает (в хорошем смысле). А МакФи умеет играть невероятно романтические фразы, средь полной абстракции.
Уфф, так вот. Музыка отличается от "не музыки" наличием некоего содержания и присутствием в ней автора/исполнителя. А содержание - это когда автор вкладывает что-то такое, что слушатель может вынуть
Далее:
Наш уважаемый ДД долго бился над проблемой звукоизвлечений, продумывая запись Ночной Птицы. Как получить от контрабаса желанные звуки? Он так об этом и рассказывал "Птица звучала у меня в голове, Нужно было придумать, как это записать, а потом и на концерте сыграть". Домиником двигало стремление представить нам свою "внутреннюю музыку".
Практически теми же словами рассказывал виолончелист Даниэль Левин (мы вчера этот вопрос битый час обсуждали). В первых трех записях его квартет "рассказывал истории", причем многое основано на жизненном опыте самого Даниэля. Но история была рассказана, и перед ансамблем встал выбор - разойтись или найти новое направление развития. Победило второе. Как руководитель ансамбля и композитор, Даниэль сосредоточился на реализации своей внутренней музыки. Он часто использует это словосочетание. На вопрос, почему такое необычное сочетание инструментов (труба, вибрафон, виолончель и бас), он отвечает коротко - "так это звучит в моей голове". А его первый сольный альбом так и называется "Inner Landscapes".
То есть я вижу музыкантов/композиторов, которые прибегают к нестандартным ходам, а могут и изобрести совершенно новую форму
для воплощения своих замыслов. Формотворчество, здесь кажется вторичным, и необходимо потому что автор не видит способа, как воплотить свои идеи (содержание), используя существую методы. Так что, выше я недостаточно ясно выразился... Уверен, что и Бах и Берлиоз, и почти все крупные новаторы порождали новые формы не от нечего делать, а как-бы походу, решая технические задачи для того чтобы воплотить в музыке свои идеи, содержание.
Те кто хотят "удивлять" пусть идут на конкурс "Минута Славы". Те, кто делает невозможное, чтобы обнажить перед нами душу, воплотить в звуке сокровенный духовный опыт... тем низко кланяемся.
Кстати, по Кейджу музыка априори НЕ обладает ни идеей, ни смыслом, ни программностью - ничем, кроме собственно звуковой среды, которой слушателю надлежит наслаждаться, подобно тому как он наслаждается созерцанием всплесков волн на поверхности воды.
Может быть поэтому я никак не соберусь познакомиться с его творчеством. На свете столько музыки, которая ОБЛАдает идеей, смыслом, программностью... а еще есть птицы и шорох шин.