Cato Salsa Experience & The Thing with Joe McPhee
Two Bands And A Legend (Smalltown Superjazz, 2007)
By Eyal Hareuveni (оригинал:
http://www.allaboutjazz.com/php/article.php?id=25644)
Перевод: Илья Белоруков, Анна Швец
«Ты в своём уме? Ты вообще соображаешь? Ты можешь поднять свою задницу с места?» спрашивает гитарист группы Sonic Youth Тёрстон Мур (Thurston Moore) в аннотации к Two Bands And A Legend. Альбом – вторая совместная работа (после Sound Like A Sandwich, Smalltown Superjazz, 2005) норвежско-шведского модерн-фри-джаз трио The Thing , норвежского психоделик-рок квартета Cato Salsa Experience и американского мультиинструменталиста и легенды фри-джаза Джо Макфи (Joe McPhee).
Тяжёлые гитарные аккорды и грохочущие ударные дают оглушающий ответ на эти вопросы, только лишь октет начинает играть кавер-версию песни P. J. Harvey “Who The Fuck”. Ты слышишь орущий саксофон Матса Густафссона (Mats Gustafsson), который, совместно с трубой Джо Макфи, парит над ревущими гитарами, и ищешь куда бы скрыться. И это только начало звуковой атаки! Контрабасист Ингебригт Хокер Флатен (Ingebrigt Håker Flaten) начинает композицию The Sonics “The Witch” с мастерской двухминутной интродукции в духе знаменитого Петера Ковальда (Peter Kowald) – терзает невинный контрабас смычком, неистово обыгрывая минималистичный аккорд, служащий основой этой милой песни – до тех пор, пока остальные семеро музыкантов не присоединятся к нему. Густафссон пронзает звуком небеса, в то время как Флатен цементирует фундамент композиции точными ударами своего смычка.
Макфи рассказывает про свою эстетику в композиции Густафссона “Tekla Loo” перед тем, как начнётся душераздирающее соло тенор-саксофона, которое приведёт октет к бушующему джему гитаристов, использующих фидбэки своих гитар. Густафссон на баритоне и Макфи на теноре начинают классическую композицию Ричарда Берри (Richard Berry) “Louie Louie” с использования агрессивного способа извлечения нот, имеющего много больше общего с манерой Петера Брёцмана (Peter Brotzmann), нежели с незамысловатым ритм-н-блюзом 60-х. Оба успешно ведут тему, дополненную дисторшновым вокалом Като Томассена (Cato Thomassen), пока их дуэт не выльется в более смиренную свободную импровизацию, в которой Густафссон использует электронные звуки.
Только ты подумаешь, что эта компания безумцев уже ничем не сможет удивить, как они начинают переигрывать композицию южно-африканского трубача Монгези Феза (Mongezi Feza) “You Ain't Gonna Know Me 'Cos You Think You Know Me”. Макфи повторяет вновь и вновь красивейшую мелодию на карманной трубе, Густафссон вибрирующим звуком дополняет картину на тенор-саксофоне, а гитарист Cato Salsa Experience закрепляет орнамент темы при помощи гавайской манеры игры. Следующий трек является композицией дочери Густафссона Альвы Мелин (Alva Melin) “The Nut”. Бард Енерстад (Bård Enerstad) играет вступление на органе с психоделичным саундом, заставляя вспомнить Кита Эмерсона (Keith Emerson) времён The Nice, затем врываются Макфи и Густафссон с захватывающими дух соло. Следом за ней идёт произведение Джеймса Блада Алмера (James Blood Ulmer) “Baby Talk” - фанки-маршевая интерпретация в стилистике Орнетта Коулмена (Ornette Coleman), в которой колючие, дерзкие гитарные линии приводят к сдвоенному соло духовых. Окончание диска преподносит нам композицию Cato Salsa Experience, которая звучит как напряжённая тема в дешёвом триллере.
«Это супер-джаз? Хотят ли The Thing порвать рокеров?» добавляет Мур в аннотации. Данный диск даёт оглушительный ответ на все возникшие вопросы: да!