талант и техничность
Модераторы: wolk_off, AlexMachen
талант и техничность
Талант и техника
За последний месяц, так сложилось, посетила три концерта в МДМ. Основываясь на своих впечатлениях от конкретных ипсполнителей, предлагаю совместно подумать о роли таланта и технического профессионализма в исполнении джаза и классики.
Концерт первый.
Хироми- японская пианистка, импровизатор и великолепный исполнитель в классическом стиле. Когда она играет, кажется что ее кончики пальцев живут единым целом с инструментом, принимая на себя поток энергии, льющийся на нее откуда-то сверху. Тело пианистки, пропуская этот поток, живет своей жизнью, открываясь навстречу этому вдохновению, иногда ее просто ломает по время исполнения, но каковы бы не были ломающие ее ощущения, они живут отдельно от музыки. Руки отпускают в пространство чистейшие целостные звуки, сопровождая их собственной энергией, она сполна проживает то о чем играет, делясь этим со слушателями. В ее музыке огромное количество ускользающих оттенков очень тонких переживаний. Она действительно очень талантлива, если не гениальна.
Концерт второй.
Мадлен Пейру -американская исполнительница джаза. Во время исполнения в большей степени думает о тексте, чем нежели его проживает. Рассыпается в словах текста, забывая про музыкальность джаза. Тонкие переживания отсутствуют напрочь, в целом эмоциональный фон очень низкий. На сцене- закомплексованный зажатый серый мешок. Ни послушать, ни посмотреть, ни посопереживать. Посредственно. Многие зрители ушли после первого акта.
Концерт третий.
Виртуозы Москвы, Даниил Крамер и Маша Максакова.
Оркестр- высокопрофессиональные музыканты, нуждающиеся в лидере, том кто задаст не только темп и очередность, но и некий дух, состояние, определяющее степень проникновенности и тонкости исполнения. В роли такого лидера выступает либо дирижер либо солирующий исполнитель, в данном случае Крамер.
Крамер- пианист, талант которого неопровержим, чуткий импровизатор. В отличие от Хироми, играет скорее от сердца чем от бога, при этом не пронизывает исходящей энергией пространство вокруг себя, но напротив мягко его заполняет, чувствуется мудрость, открытость и проживание того что он в данный момент исполняет. Уникально взаимодействие с другими музыкантами во время исполнения: очень точные, безупречные паузы и переклички с другими инструментами, ощущение что он постоянно держит контакт со всеми музыкантами и собственно и задает тот самый искомый дух, придающий просто профессионально исполненной музыке оттенок исполненной гениально.
Максакова- грустное явление. Да, видно, что девочка была трудолюбивая и старательная, настолько что когда она поет, ее связки натягиваются до предела, все тело скукоживается, грудь и живот зажимаются так, что становится неясно, как вообще из такого скрюченного тела можно извлечь хоть какой-то звук. Результат соответствующий, вторая Волочкова, только в опере. Голос очень слабый, время от времени фальшивит, в ее голосе нет ничего кроме вымученных бесконечными упражнениями технических приемов, никакой жизни, никаких переживаний. Еще ужасно смотрится во время исполнения маска "хлопающей большими глазами буренки", более соответствующая четырнадцатилетней девице чем взрослой приме. Сравните ее исполнение с той же Хиблой Герзмавой, недавно выступавшей в Москве, и сразу станет понятна разница между банальной техничностью и талантом.
За последний месяц, так сложилось, посетила три концерта в МДМ. Основываясь на своих впечатлениях от конкретных ипсполнителей, предлагаю совместно подумать о роли таланта и технического профессионализма в исполнении джаза и классики.
Концерт первый.
Хироми- японская пианистка, импровизатор и великолепный исполнитель в классическом стиле. Когда она играет, кажется что ее кончики пальцев живут единым целом с инструментом, принимая на себя поток энергии, льющийся на нее откуда-то сверху. Тело пианистки, пропуская этот поток, живет своей жизнью, открываясь навстречу этому вдохновению, иногда ее просто ломает по время исполнения, но каковы бы не были ломающие ее ощущения, они живут отдельно от музыки. Руки отпускают в пространство чистейшие целостные звуки, сопровождая их собственной энергией, она сполна проживает то о чем играет, делясь этим со слушателями. В ее музыке огромное количество ускользающих оттенков очень тонких переживаний. Она действительно очень талантлива, если не гениальна.
Концерт второй.
Мадлен Пейру -американская исполнительница джаза. Во время исполнения в большей степени думает о тексте, чем нежели его проживает. Рассыпается в словах текста, забывая про музыкальность джаза. Тонкие переживания отсутствуют напрочь, в целом эмоциональный фон очень низкий. На сцене- закомплексованный зажатый серый мешок. Ни послушать, ни посмотреть, ни посопереживать. Посредственно. Многие зрители ушли после первого акта.
Концерт третий.
Виртуозы Москвы, Даниил Крамер и Маша Максакова.
Оркестр- высокопрофессиональные музыканты, нуждающиеся в лидере, том кто задаст не только темп и очередность, но и некий дух, состояние, определяющее степень проникновенности и тонкости исполнения. В роли такого лидера выступает либо дирижер либо солирующий исполнитель, в данном случае Крамер.
Крамер- пианист, талант которого неопровержим, чуткий импровизатор. В отличие от Хироми, играет скорее от сердца чем от бога, при этом не пронизывает исходящей энергией пространство вокруг себя, но напротив мягко его заполняет, чувствуется мудрость, открытость и проживание того что он в данный момент исполняет. Уникально взаимодействие с другими музыкантами во время исполнения: очень точные, безупречные паузы и переклички с другими инструментами, ощущение что он постоянно держит контакт со всеми музыкантами и собственно и задает тот самый искомый дух, придающий просто профессионально исполненной музыке оттенок исполненной гениально.
Максакова- грустное явление. Да, видно, что девочка была трудолюбивая и старательная, настолько что когда она поет, ее связки натягиваются до предела, все тело скукоживается, грудь и живот зажимаются так, что становится неясно, как вообще из такого скрюченного тела можно извлечь хоть какой-то звук. Результат соответствующий, вторая Волочкова, только в опере. Голос очень слабый, время от времени фальшивит, в ее голосе нет ничего кроме вымученных бесконечными упражнениями технических приемов, никакой жизни, никаких переживаний. Еще ужасно смотрится во время исполнения маска "хлопающей большими глазами буренки", более соответствующая четырнадцатилетней девице чем взрослой приме. Сравните ее исполнение с той же Хиблой Герзмавой, недавно выступавшей в Москве, и сразу станет понятна разница между банальной техничностью и талантом.
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Re: талант и техничность
Позволю себе иную оценку. Крамер - прекрасно технически подготовленный пианист. Что касается его импровизаций, то они на 80 процентов подготовлены, выписаны. Этим во многом и объясняются "очень точные, безупречные паузы и переклички с другими инструментами".Критик писал(а):Крамер- пианист, талант которого неопровержим, чуткий импровизатор. ..Уникально взаимодействие с другими музыкантами во время исполнения: очень точные, безупречные паузы и переклички с другими инструментами, ощущение что он постоянно держит контакт со всеми музыкантами и собственно и задает тот самый искомый дух, придающий просто профессионально исполненной музыке оттенок исполненной гениально.
Рассуждая же о таланте и техничности, намерен сказать следующее. Техничность - непременное качество талантливого исполнителя. Но любой импровизатор - не просто исполнитель: он совмещает в одном лице исполнительские и композиторские функции. В "прямолинейном" джазе (straight-ahead jazz) композиторская функция выражена в меньшей степени, чем исполнительская, но логика выстраивания соло из моделей и паттернов всё равно важна. В импровизационной же музыке композиторская функция выходит на первый план, и тут мы часто сталкиваемся с недостатком или даже намеренным пренебрежением техничностью в угоду творческому замыслу. Например, Мишу Менгельберга, Александра фон Шлиппенбаха или Бору Бергмана никак нельзя назвать блестящими или техничными пианистами, но они безусловно талантливы. Впрочем, нарочитое пренебрежение техничностью встречается и в "прямолинейном" джазе: ярчайший пример - Телониус Монк.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
- karaboujan
- джазмен
- Сообщения: 355
- Зарегистрирован: Вс янв 29, 2006 16:45
- Откуда: Москва
Роман Столяр и Алексей Лапинkaraboujan писал(а):Не могли бы Вы назвать несколько техничных пианистов импровизаторов?
пилят и импровизируют где-то натыкался на совместную игру в два рояля
ОМъ
Добавлю Keith Tippett, покойного Сергея Курёхина и Marilyn Crispell. Из того, что сразу пришло в голову.
Это, конечно, если говорить о традиционной пианистической технике, т.е., грубо говоря, умении "высококачественно" сыграть нечто "классическое" или "джазовое" или еще какое. Если же понимать под техникой умение реализовывать свои собственные задачи, то и Schlippenbach и Mengelberg являются очень техничными пианистами. Свои задачи они решают блестяще.
Это, конечно, если говорить о традиционной пианистической технике, т.е., грубо говоря, умении "высококачественно" сыграть нечто "классическое" или "джазовое" или еще какое. Если же понимать под техникой умение реализовывать свои собственные задачи, то и Schlippenbach и Mengelberg являются очень техничными пианистами. Свои задачи они решают блестяще.
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Типпет и Курёхин - согласен, насчёт Криспелл - не совсем, хотя с такой маленькой рукой, как у неё, она справляется очень даже неплохо. Из техничных отмечу Михаила Альперина и - в конце концов - Сесила Тейлора.vantz писал(а):Добавлю Keith Tippett, покойного Сергея Курёхина и Marilyn Crispell. Из того, что сразу пришло в голову.
Это, конечно, если говорить о традиционной пианистической технике, т.е., грубо говоря, умении "высококачественно" сыграть нечто "классическое" или "джазовое" или еще какое. Если же понимать под техникой умение реализовывать свои собственные задачи, то и Schlippenbach и Mengelberg являются очень техничными пианистами. Свои задачи они решают блестяще.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Скоро по полной программе наткнётесь - у нас с Лёшей Лапиным на SoLyd осенью выйдет дуэтный альбом.Kolos писал(а): Роман Столяр и Алексей Лапин
пилят и импровизируют где-то натыкался на совместную игру в два рояля
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
-
- джазмен
- Сообщения: 192
- Зарегистрирован: Ср апр 11, 2007 17:10
Кстати, действительно, Howard Riley. Мне кажется, что Tippett во многом на него ориентировался "в молодости". Про технику мне, как непрофессионалу, судить сложно, но они оба очень ловко вплетают довольно хитрые мелодии и умеют их разрабатывать. Так, интересно, а не просто продолбить несколько раз на разной высоте, как в сонатине несчастного малотехничного Бетховена .
Да, Cecil Taylor мне тоже в голову одним из первых пришел, но я побоялся его упоминать, так как не в силах оценить, насколько его техника применима для чего-либо кроме его собственных импровизаций. Свое-то он играет так, что иногда кажется, что пианинов не меньше трех-четырех)Roman писал(а):Из техничных отмечу Михаила Альперина и - в конце концов - Сесила Тейлора.
-
- джазофил
- Сообщения: 621
- Зарегистрирован: Ср фев 06, 2008 21:16
- Откуда: Оренбург
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
У неё мало динамических градаций, мало красок в звуке, видно, что звуком она в полной степени не владеет (как и Шлиппенбах, кстати). Оно, возможно, "так и надо", но всё равно этих градаций не хватает. Хотя Швайцер по мышлению мне нравится.Редкий Гость писал(а):Roman
Что вы имели ввиду под звуком Швайцер, который не очень?
Там как раз есть что перенимать, самое главное - это его кластерная техника. Хотя не ей единой жив импровизатор, естественно. Для меня всегда этот пианист был любопытен тем, что в его игре очень мало джазовых интонаций и довольно много классических влияний - чуть ли не Рахманинов иногда звучит.vantz писал(а):Да, Cecil Taylor мне тоже в голову одним из первых пришел, но я побоялся его упоминать, так как не в силах оценить, насколько его техника применима для чего-либо кроме его собственных импровизаций. Свое-то он играет так, что иногда кажется, что пианинов не меньше трех-четырех.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
-
- джазофил
- Сообщения: 621
- Зарегистрирован: Ср фев 06, 2008 21:16
- Откуда: Оренбург
- karaboujan
- джазмен
- Сообщения: 355
- Зарегистрирован: Вс янв 29, 2006 16:45
- Откуда: Москва
Roman
Почему-то я был уверен, что Alex von Schlippenbach намного техничнее, чем Cecil Taylor и уж тем более, чем Курехин. Ну профессионалу наверное виднее.... Как техничных пианистов я бы отметил ещё двух немцев - Georg Gräwe и Achim Kaufman'a. Ну и конечно бельгиец Fred Van Hove и англичанин Veryan Weston.
Почему-то я был уверен, что Alex von Schlippenbach намного техничнее, чем Cecil Taylor и уж тем более, чем Курехин. Ну профессионалу наверное виднее.... Как техничных пианистов я бы отметил ещё двух немцев - Georg Gräwe и Achim Kaufman'a. Ну и конечно бельгиец Fred Van Hove и англичанин Veryan Weston.
- mmdesign
- джазофил
- Сообщения: 1141
- Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
- Откуда: Vilnius
- Контактная информация:
Сам Райли, был скромен, говоря о своей технике. Он сказал, что сейчас попадаются такие молодые ребята, что делается даже неловко. Это с одной стороны, но с другой музыка это ведь еще и о том, "что сказать", а не только как. Вы в курсе ))
Наша компашка в Вильнюсе сходится на том, что почему-то (мы не знаем почему) нам хочется слушат Райли снова и снова, и покупать его сольники (хотя вроде уже есть), и издавать боксами по 6 штук : -) Разные его записи кажутся мне довольно похожими, но почему-то хочется послушать то "эту", то "эту".
А что скажете о Майкле Джефри Стивенсе?
Наша компашка в Вильнюсе сходится на том, что почему-то (мы не знаем почему) нам хочется слушат Райли снова и снова, и покупать его сольники (хотя вроде уже есть), и издавать боксами по 6 штук : -) Разные его записи кажутся мне довольно похожими, но почему-то хочется послушать то "эту", то "эту".
А что скажете о Майкле Джефри Стивенсе?
Тут я очень согласен с вашей компашкой). Я вот тоже сколько ни слушаю, все наслушаться не могу. Его сольников у меня штук пять и все в общем-то похожие, но еще хочется, как ни удивительно. А вот как бы этот ваш 6-дисковый бокс (да и двухдисковый тоже) в Москве заполучить?mmdesign писал(а):Наша компашка в Вильнюсе сходится на том, что почему-то (мы не знаем почему) нам хочется слушат Райли снова и снова, и покупать его сольники (хотя вроде уже есть), и издавать боксами по 6 штук : -)
- Nikolai Shienok
- джазофил
- Сообщения: 777
- Зарегистрирован: Пн окт 17, 2005 21:45
- Откуда: Москва-Химки
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
По дискам я не специалист - не коллекционер, Тейлора слушал в основном с видео и разрозненными треками. Послушайте вот эту композицию, например - используются фактурные приёмы, близкие прелюдиям Шопена и этюдам-картинам Рахманинова.Редкий Гость писал(а):Раз уж зашла речь, может посоветуете "рахманиновские" диски у Тейлора?
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
У моего любимого Майкла с фортепианной техникой в академическом смысле просто катастрофа. Но за счёт мышления всё слушается прекрасно.mmdesign писал(а): А что скажете о Майкле Джефри Стивенсе?
Мало его слышал, ничего не могу сказать.mmdesign писал(а):Как вам Ран Блэйк?
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)