Еще одна очень интересная тема с форума "Классика" -
http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=26534
Цитирую первое сообщение -
"Судьба баяна: диалог внутри культуры или конфликт субкультур?
Дорогие форумчане! Для затравки – старый, бородатый анекдот. Тот, где обезьяну и прапорщика в целях изучения интеллектуальных возможностей, помещают в разные клетки. (Надеюсь на форуме нету прапорщиков). В каждой клетке – пальма, на ней - бананы. Обезьяна трясет пальму и видя, что ничего не получается, по здравом размышлении ставит ящики, валяющиеся в углу, друг на друга, и дотягивается до бананов.
Прапорщик все это видит, но продолжает трясти. До изнеможения. День. Два. Неделю. Трясет.
В клетку заходят профессора, отчаявшиеся добиться результата. Спрашивают у прапора – «Ну вы же взрослый человек, видите, не выходит. Ваши дальнейшие действия?».
На что он отвечает – «Какие действия?! Трясти надо!!!».
Ну так это я о чем, хотите спросить Вы?
Я внимательно слежу за всеми дискуссиями вокруг баяна на этом форуме, собственно, я когда-то и завел тут первую тему о нем. И могу заметить только одно, что любая дискуссия, по-сути в дальнейшем вырождается в один вопрос – «баян, это полноценный инструмент или нет?». Но грешен, ранее такая постановка вопроса была и у меня (см. посты anonimus в теме Баян). Ну и тот же вопрос в дальнейшем может, конечно, проецироваться на репертуар, т.е. – полноценный или неполноценный репертуар баянистов. И до конфронтации, что замете, никогда не является проявлением уверенности в себе и подлинной силы.
Группа людей волею судеб, лишенная счастливой участи играть на баяне, занимает обычно сдержанно-скептическую позицию, но надо отдать им должное – никогда, или очень редко демонстрируют неприятие баяна, как явления.
Но есть другая группа людей – подлинные и бескомпромиссные рыцари баяна, и преданные фанаты авангардной музыки. Вот они-то как раз ищут любой повод, чтобы доказать всем, какой баян замечательный инструмент и как глупо этого не понимать. (Не хочу никого обижать, но такие выводы можно сделать).
Третья группа людей вообще стоит на позициях 20-летнего срока просроченности. Ну вы поняли, что я имею ввиду – светит месяц над однозвучно гремящим колокольчиком…
А теперь, внимание – вопросы:
1. Возможна ли такая дискуссия в среде напр. пианистов или скрипачей? Фортепиано – это вообще что за инструмент – на нем же невозможно добиться legato? А почему у скрипки только четыре струны, как же играть ниже нотки соль? Возможен ли такой поворот событий, если инструмент в своих выразительных возможностях сопоставим со своими собратьями? Или все же в чем-то несопоставим?
2. Если ареал обитания ценителей баянного авангарда, к которым я себя также могу причислить (с Вашего позволения), гораздо меньше ареала обитания поклонников музыки для таких замечательных и популярных инструментов, например, как кубыз и трембита, то какие можно сделать из этого выводы? Замечу, что на рынке не наблюдалось пока тенденций увеличения потребления не только moderne musik, но и вообще, какой-либо серьезной музыки.
3. Если псевдофольклор, как составная часть баянного репертуара, бывший в широком употреблении еще лет 10 назад, сегодня никто не хочет слушать даже в самых забитых уголках нашей необъятной Родины…? И я могу точно об этом сказать. Если, по-сути своей – это действительно примитив? Наверное, можно и из этого сделать какие-то выводы?
Есть ли срединный путь баяна? Общезначимый для всех? От которого отходят плодотворные тропинки авангардного, романтического, фолклорного, гиперкубического, трансцендентального и иже с ними баянных искусств?
Или это конфликтующие, непересекающиеся линии, которые не ведут никуда, а только к изоляции?
Итак, баян – для диалога внутри общезначимого или конфликта частных мнений? Или просто трясти надо?"
Судьба баяна: диалог внутри культуры или...
Модератор: AlexMachen
- Дмитрий2008
- джазмен
- Сообщения: 386
- Зарегистрирован: Ср апр 11, 2012 15:27
- Откуда: Мяуква
- jazzman1945
- джазмен
- Сообщения: 435
- Зарегистрирован: Пт сен 14, 2012 11:34
Re: Судьба баяна: диалог внутри культуры или...
Вы рассматриваете баян в наш период, вместо того, чтобы рассматривать звучание СОВРЕМЕННОГО ОРКЕСТРА И СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕГО ИНСТРУМЕНТОВ - В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ. Элементы попсы, рока и джаза просочились везде и всюду; и первый признак этого- наличие ритм секции с характерными ритмами , либо переложение этих ритмов на инструменты симф. оркестра. Эти ритмы - непременная часть современной популярной музыки; и его звучаня: ударные- акустические или электронные. бас- акустический, электрический, дигитальный, клавиши - больше электроники, эл. гитары.
А теперь встречный вопрос : какуе именно место занимает баян в этом акустическом имидже современности?
Создание оркестров различного типа сопровождалось естественным (акустическим) отбором; так было в симф. оркестре, в духовом оркестре, в струнном квартете, в джазовом биг-бэнде, в рок -группе из 3-х гитар и барабанов - и т. д. , и т.п.
Ничего не делалось "по щучьему велению, по моему хотению" ; все проходило испытания ушами громадного множества музыкантов в течение длительного времени. В рамках этих вековых опытов происходила "притирка" инструментов друг к другу- с одной стороны, с другой - отметание в сторону тех звучаний. готорый не сливались с общим саундом оркестров.
В конце-концов попытки изобрести новый муз инструмент происходят построянно, однако гомогенное отшлифованное звучание оркестров и ансамблей того или иного жанра определит - будет ли новый инструмент абсорбирован, или будет отброшен в сторону.
В то же время любой инструмент может солировать на фоне симфонического или джазового оркестра , даже в произведении,специально написанном для него. Например Ламенто для вины и симф. ансамбля.Вполне может быть, но лишь в качестве раритета. А вотв индийской классической музыке- один из главных инструментов.
В общем: всяк сверчок знай свой шесток
А теперь встречный вопрос : какуе именно место занимает баян в этом акустическом имидже современности?
Создание оркестров различного типа сопровождалось естественным (акустическим) отбором; так было в симф. оркестре, в духовом оркестре, в струнном квартете, в джазовом биг-бэнде, в рок -группе из 3-х гитар и барабанов - и т. д. , и т.п.
Ничего не делалось "по щучьему велению, по моему хотению" ; все проходило испытания ушами громадного множества музыкантов в течение длительного времени. В рамках этих вековых опытов происходила "притирка" инструментов друг к другу- с одной стороны, с другой - отметание в сторону тех звучаний. готорый не сливались с общим саундом оркестров.
В конце-концов попытки изобрести новый муз инструмент происходят построянно, однако гомогенное отшлифованное звучание оркестров и ансамблей того или иного жанра определит - будет ли новый инструмент абсорбирован, или будет отброшен в сторону.
В то же время любой инструмент может солировать на фоне симфонического или джазового оркестра , даже в произведении,специально написанном для него. Например Ламенто для вины и симф. ансамбля.Вполне может быть, но лишь в качестве раритета. А вотв индийской классической музыке- один из главных инструментов.
В общем: всяк сверчок знай свой шесток
I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )
- Дмитрий2008
- джазмен
- Сообщения: 386
- Зарегистрирован: Ср апр 11, 2012 15:27
- Откуда: Мяуква
Re: Судьба баяна: диалог внутри культуры или...
А теперь, можно я отвечу на вопросы автора темы?
1. В среде, н-р, пианистов или скрипачей я таких дискуссий не слышал, поэтому хорошо было бы, чтобы в эту тему пришли именно они. Но слышал от знакомой пианистки, что например баянисты в отличие от пианистов более виртуозно играют фортепианные транскрипции в следствие меньшей мензуры и меньшего подъема клавиш, а также вследствие того, что управление динамикой у баянистов ложится на другие группы мышц.
2. Про кубыз и трембиту ничего не могу сказать, так как в первую очередь не знаком с репертуаром. Нужны примеры от знающих людей.
3. Здесь моя тема "народники в джазе" (viewtopic.php?f=5&t=6615)как никогда актуальна. И не только моя -
http://www.kharkovforum.com/showthread.php?t=1061722
http://www.rg.ru/2012/11/15/reg-cfo/etnodzgaz.html
http://news.day.az/culture/82541.html
http://www.caravan.kz/article/39247
Но существуют и другие, востребованные (а Вы говорите - не слушают, обратите внимание на статистику - более восьми с половиной миллионов просмотров (!!!)) но на мой взгляд не очень удачные проекты -
https://www.youtube.com/watch?v=h0vQ9_B ... -Y47vZti1E
1. В среде, н-р, пианистов или скрипачей я таких дискуссий не слышал, поэтому хорошо было бы, чтобы в эту тему пришли именно они. Но слышал от знакомой пианистки, что например баянисты в отличие от пианистов более виртуозно играют фортепианные транскрипции в следствие меньшей мензуры и меньшего подъема клавиш, а также вследствие того, что управление динамикой у баянистов ложится на другие группы мышц.
2. Про кубыз и трембиту ничего не могу сказать, так как в первую очередь не знаком с репертуаром. Нужны примеры от знающих людей.
3. Здесь моя тема "народники в джазе" (viewtopic.php?f=5&t=6615)как никогда актуальна. И не только моя -
http://www.kharkovforum.com/showthread.php?t=1061722
http://www.rg.ru/2012/11/15/reg-cfo/etnodzgaz.html
http://news.day.az/culture/82541.html
http://www.caravan.kz/article/39247
Но существуют и другие, востребованные (а Вы говорите - не слушают, обратите внимание на статистику - более восьми с половиной миллионов просмотров (!!!)) но на мой взгляд не очень удачные проекты -
https://www.youtube.com/watch?v=h0vQ9_B ... -Y47vZti1E
-
- джазмен
- Сообщения: 191
- Зарегистрирован: Пт окт 04, 2013 21:37
- Откуда: Germany
- Контактная информация:
Re: Судьба баяна: диалог внутри культуры или...
Я бы продолжил обсуждение этой темы, но на соответствующем форумеДмитрий2008 писал(а):Еще одна очень интересная тема с форума "Классика" -
"Судьба баяна: диалог внутри культуры или конфликт субкультур?..........
Или это конфликтующие, непересекающиеся линии, которые не ведут никуда, а только к изоляции?
Итак, баян – для диалога внутри общезначимого или конфликта частных мнений? Или просто трясти надо?"
http://bayanac.borda.ru/
Там я выложил более 1700 сообщений, в т. ч. и по этой теме. Уверяю Вас, там есть очень неравнодушные к этой теме люди. Они ответят!!!
Тема поднималась пользователем Дмитрий2008 Ср фев 04, 2015 20:19.