
Альберт Айлер (Albert Ayler) (1936-1970) - культовый американский фри-джазовый саксофонист.
Родился в Кливленде в семье музыканта-любителя. Первый музыкальный инструмент Альберта - альт-саксофон. На нем в дуете с отцом играет в церкве госпел. Также играет в местных ритм-энд-блюзовых группах и школьном оркестре (в оркестре играет также на гобое).
В 54 году оканчивает школу и поступает в местный колледж. В это время играет в основном стандарты в cтиле Чарли Паркера (за что получает прозвище Little Bird). Также очень сильно влияние ритм-энд-блюзового хонки-тонкового стиля игры на саксофоне, что прослеживается и в его будущих фри-джазовых записях.
С 56 года идет в армию. Большинство срока службы прошло во Франции. Во время службы он активно изучает записи Колтрейна. Уже в армии Альберт начинает играть на тенор-саксофоне и начинает поиск своего нового, более свободного, звука.
Демобилизовавшись в Калифорнии, Альберт не находит себе места на джазовой сцене Лос-Анджелеса и возвращается домой в Кливленд, где выступает в местных клубах. Новая музыка Айлера обозначила уход от мелодии, Айлер концентрируется на тоне саксофона, в его игру все больше вплетается госпельных мотивов.
В начале 1962 года Альберт едет в Швецию. Днем он играет коммерческую музыку, по ночам играет то, что близко ему самому. Осенью 62 - датируются первые записи Альберта Айлера, позже изданные как альбом The First Recordings, записанный трио, с которым Альберт играл свою музыку в клубах. Музыка в основном стандарты, но уже на этих записях слышно характерное не-боповое исполнение, уже тут присутствует характерный жесткий и агрессивный тон саксофона. В Стокгольме Альберт встречает и играет со многими музыкантами из Америки (Сонни Роллинз, Дон Черри, Дон Байес, Декстер Гордон). В декабре 1962 года Альберт присоединяется к трио Сисила Тейлора (Cecil Taylor) и выступает с ним в Дании, где в начале 63 года записывает альбом My Name Is Albert Ayler.
В 63 году Альберт возвращается в Америку и обосновывается в Нью-Йорке, где выступает вместе с Сисилом Тейлором (к Джимми Лайонсу и Санни Мёррею, с которыми Альберт выступал в Европе, добавился Хенри Граймс). Во время отсутствия работы Альберт возвращается к семье в Кливленд, позже снова переезжает в Нью-Йорк.
В Нью-Йорке Альберт обращает на себя внимание со стороны многих лидеров фри-джазового движения. Его игрой восхищаются Джон Колтрейн и Эрик Долфи.В 64 году Альберт записывает материал, изданный позже на Sprits, Witches And Devils и Swing Low, Sweet Spiritual (альбом госпелов и спиричуелс). Начиная с этого времени Альберт в основном играет и записывает собственную музыку, композиции часто носят названия религиозного характера (Spirits, Prophecy, Ghosts и т.п.). Мелодии как правило простые и легко запоминающиеся, в последствии Альберт будет стремится создать музыку, которую можно было бы напеть, что вызывало противоречивую реакцию у поклонников его музыки.

В середине 64 года Альберт сформировал свое лучшее трио вместе с Санни Мёрреем и Гари Пикоком. Этим составом был записан альбом Айлера - Spiritual Unity, являющийся для него примерно таким же манифестом, как A Love Supreme для Колтрейна.
Чуть позже вместе с Доном Черри, Розуеллом Радом и Джоном Чикаем Альберт записывает New York Eye And Ear. Альбом во многом намечает путь к последующим более крупным коллективным импровизациям.
Осенью 64 Айлер со своим трио едет в Данию, где к нему присоединяется Дон Черри. В Европе были записаны Ghosts, Vibrations, The Hilversum Session.
После возвращения в Нью-Йорк к Альберту присоединяется его брат Дональд (Donald Ayler) на трубе, Пикока сменяет Льюис Воррел (Lewis Worrell). Записанная этим составом композиция с концерта в Вилладж Гейт издается на Импульсе (The New Wave in Jazz). Благодаря этому музыка Айлера получает большую известность. Также Альберт продолжает писаться на ESP. Выходят Bells, Spirits Rejoice. Альберт постепенно переосмысливает свою музыкальную концепцию. Из хаотических и агрессивных композиций начинает выделяется форма с развитием. В это время Альберт все больше интересуется композицией и структурой (формой) свободной музыки. Музыка стает все более маршеподобной. Сам Айлер ссылается на ново-орлеанскую традицию.
К постоянному составу Альбета присоединяется Чарльз Тайлер (Charles Tyler). На ударных периодически играют Рональд Шэннон Джексон (Ronald Shannon Jackson), Милфорд Грейвс (Milford Graves). 66 год самый активный в плане концертов. В конце года Альберт проводит тур по Европе (альбомы Live In Berlin, Lorrach Paris).
После возвращения из Европы с помощью Джона Колтрейна Альберт подписывает контракт с Импульсом. Первый альбом, записанный для Импульса, был Albert Ayler in Greenwich Village. В 67 году Альберт записывает следующий альбом Love Cry (единственная студийная запись с Милфордом Грейвсом). Здесь по коммерческим соображениям сокращают длительности композиций и самих соло. Участие Дона на этом альбометоже чисто символическое.
В 68 года Альберт почти не выступает. Осенью 68 записан New Grass - наиболее ритм-энд-блюзовый альбом, в записи участвует знаменитый фанковы ударник Бернард Пёрди (Bernard 'Pretty' Purdie). В это время из группы уже ушел его брат Дон, на Айлера большое влияние оказывает его подруга Мэри Паркс (Mary Parks). Она пишет тексты для песеня и поет сама на его альбомах под псевдонимо Mary Maria.
В 69 записан Music is The Healing Force Of The Univers. Альбом с разносторонним материалом. Альберт отходит от ритм-энд-блюзовости прошлого альбома, но продолжает искать новые формы выражения своих идей. В записи участвуют рок-гитарист, сам Альберт играет на волынке. Появляется новая для Альберта ритм-секция (Bobby Few и Muhammad Ali) и На альбоме. Часть альбома тоже составила несколько фри-джазовых песен Мэри Паркс.
В 70 Импульс не продлевает контракт с Айлером. Летом Альберт собирает новый состав для участия в фестивале во Франции. Это было последнее его выступление. В ноябре 70 тело Альберта Айлера нашли а Ист Ривер. Обстоятельства смерти остаются неизвестными, при этом в версиях о смерти фигурирует все, начиная от НЛО и заканчивая ФБР. По словам Мэри Паркс Альберт покончил жизнь самоубийством.

Jeff Shwartz. Albert Ayler: His Life and Music (хорошая биография с подробным описанием дискографии на 93 год)
http://www.ayler.org/albert/index.html
Дискография
http://www.jazzdisco.org/albert-ayler/discography/
http://www.ayler.org/albert/html/discography.html
Документальный фильм
My Name Is Albert Ayler
Статьи
http://www.ayler.org/albert/html/articles.html
Ноты
http://www.ayler.org/albert/html/sheetmusic.html
Биография
Val Wilmer. As Serious As Your Life[/url]