Сообщение
Mr. Spooky » Чт янв 08, 2009 02:50
АЛЕКСЕЙ ЛАПИН: «МУЗЫКА ТЕКУЩЕГО СТОЛЕТИЯ», -
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКОВЕЩЕСТВА
Проходят дни, за годом год,
Под мостом Мирабо Сена течёт.
Бьют часы. Уходят года,
И то, что ушло, не придёт никогда.
Уходит любовь. Проходят года.
А я остаюсь. Но течёт вода...
(Гийом Аполлинер «Мост Мирабо»
пер. И. Эренбурга)
Проект Алексея Лапина – одно из самых интересных явлений в среде петербургской импровизационной камерной музыки. Найти подходящий музыковедческий ярлык для него не так просто (и вряд ли нужно!). Стилевая многослойность заложена не только в музыкальном материале (причудливое соединение околоджазовых тем с элементами разработки, присущими академической традиции), но и в необычном сочетании музыкантов.
Алексей Лапин (фортепиано), - идейный вдохновитель проекта, - часто использует джазовую фразировку, иногда прибегая к сонорным эффектам, создаёт звуковые «пятна» с неровными контурами, по-детски наивные, неуверенные мелодические линии и статичные ритмические формулы медитативного характера. Телониус Монк – один из любимых музыкантов Лапина, но черты сходства нужно искать не в манере исполнения, а в самом методе организации звукового пространства. Оба работают молчанием, используя напряжение музыкальных пауз.
Михаил Коловский (туба), известный больше как рок-музыкант по группам «Аукцыон», «Союз Коммерческого Авангарда», демонстрирует филигранную технику в своих лирических импровизациях на темы Лапина.
Елена Антоненко (сопрано), - композитор, ученица С. М. Слонимского, - автор ряда оригинальных «синтетических» произведений (эксперименты в области соединения видеоинсталляций, танца и звука). Участвует всего в двух-трёх вещах «Музыки Текущего Столетия», оттеняя живым, пластичным голосом инструментальное звучание трио.
Мария Григорьева (скрипка), начинающий композитор, увлекается минимализмом, репететивной техникой, сонористикой и другими современными методами композиции. Интересны аранжировки произведений Стива Райха, Джона Адамса, исполненные "mini-orchestra" Марии Григорьевой.
Как видим, сочетание личностей - не стандартное. У каждого композитора - своё ощущение звука, что делает почти невозможным их «сосуществование» в рамках одного проекта. «Музыке Текущего Столетия» удаётся «со-бытие» – разноплановые и разнохарактерные музыканты не нарушают звуковое единство.
Проект «Музыка Текущего Столетия» родился из дуэта Алексея Лапина и Михаила Коловского. Трудно представить себе более странное тембральное сочетание, - постоянно нарушаемое равновесие, - ирония, переходящая в гротеск и утончённая лирика, обернувшаяся истерикой. Туба, как и контрабас (вспомним Чехова и Зюскинда), почти всегда воспринимается с налётом «антикрасоты», комичности, неуклюжей изящности. В зоопарке музыкальных инструментов она, пожалуй, самая «неприрученная» в противовес «рафинированному», строго темперированному фортепиано. Различна и изначальная «среда обитания» этих музыкальных инструментов: туба - сияюще-торжественная, парадно-военная, призвана звучать под открытым небом, фортепиано же – по большей части - «комнатное» существо.
Далеко не случайно я привожу этот условно-ассоциативный ряд, который у каждого слушателя может быть (должен быть!) другим. Противоречие, заложенное в тембровом и смысловом сочетании фортепиано и тубы, является неотъемлемой чертой саунда импровизационной группы, во многом определяет мелодический материал.
В репертуаре проекта есть несколько сюжетных вещей, где введение текстовых фрагментов становится формообразующим приёмом (история про волка и поросят, «почему-потому»). Такие программные эксперименты заставляют вспомнить атмосферу «Сказок» Стравинского. Если же искать ещё более отчётливые параллели, - то это «тихий» дуэт Вячеслава Гайворонского и Владимира Волкова.
На протяжении концерта музыканты разбиваются на дуэты и трио, реже звучит квартет и соло, - звукокрасочные средства выразительности используются умеренно, что не даёт слуху утомиться в течение полутора часов без перерыва длящейся музыки.
Кажется, музыка звучит не в тёмном пространстве пустого холодного зала, а уютно свернулась светящимся клубком в сердцевине времени.
Река течёт вспять.
Декабрь 2008, Андрей Поповский