Страница 1 из 1

Henry Kaiser

Добавлено: Пт июл 18, 2008 00:57
vladmak
вот эта статья повод поговорить об этом музыканте, я очень сам заинтересован так как я ,можно сказать, дружен с этим человеком и поиграл уж,все описал в своих эссе например здесь http://www.specialradio.ru/art/049.shtml
и http://www.specialradio.ru/art/073 и в ругих упоминаю.
правда о игре недавней в ДОМе как-то не опишу, вот , спасибо, напомнили.

статья с легкой руки уважаемого нами SMARTY
(c) Алексей «Smarty» Петухов, июль 2008
в статье использованы выдержки из книг «Songwriting and the Guitar» (String Letter Publishing, 2000), «Noise of the World» (Hank Bordowitz, 2004), «Modern Jazz Guitar Styles» (Andre Bush, 2005), «The Guitar in Jazz» (James Sallis, 1996), «Guitar: An American Life» (Tim Brooks, 2005), а также материалы The World Radio Show, San Francisco Gate, San Francisco Bay Guardian, FRETS.com, AMG и wikipedia.
Smarty писал(а):Генри Кайзер: Музыка, как научный проект.

Генри Кайзер вообще, если вот так вот на чистоту, он ведь самый крутой из всех гитаристов получается. А что? Необыкновенно точный Боб Фрипп, Стив Хаккетт со своим двуручным тэппингом и псевдо-классической школой, Джон «гром и молния» МакЛафлин, растекающийся по небу Билл Фризелл, безвоздушный Терье Рипдал со своими фьордами, сборная металла по гитарному спринту, кто из них может похвастаться тем, что побывал и во Вьетнаме, и в Норвегии, и на Мадагаскаре, и в Антарктиде, где вообще первым в мире записал альбом? Кто может гордиться тем, что не только занимается подводными съемками, но и его материалы идут в ход для фильмов ни кого-нибудь там, а самого Вернера Херцога? То-то и оно.
А вообще, если серьезно, Кайзер интересен и с позиции своего творчества. Джон Шэфер назвал его как-то «крушителем электро-гитары», мол, из-за таких гитаристов, как Генри Кайзер, вообще в пору задаться вопросом, а что же такое вообще «звук электро-гитары», какой он есть, каким он должен или может быть. Да, Кайзер много исследовал и экспериментировал не только над тем, что играют на гитаре, но и в отношении того, как и зачем на ней вообще играют. И, при этом, оказался настолько полистиличный и эклектичный, что выцепить его характерный стиль достаточно сложно, ведь он играл и самую что ни на есть свободную импровизацию, и самый обычный рок. Один факт, что Кайзер появился примерно на 175 пластинках говорит об очень многом.
На гитаре Генри Кайзер начал играть в 20 лет, не занимаясь до этого музыкой вообще. Но зато, как только купил гитару, он твердо понял, чем будет заниматься всю оставшуюся жизнь. Это случилось в 1972 году.
«Я слушал радио и понимал, что коммерческие станции – полное дерьмо, а вот независимые, на которых крутили странную музыку – вот это вот было про меня. Затем я начал покупать пластинки с той музыкой. Али Акбар Хан, музыка Альберта Айлера, записи Штокгаузена, пластинки с африканскими барабанами, скорее всего, то был Олантуньи, Сесил Тэйлор, опять же... Но, в то же время, я покупал и альбомы Grateful Dead и работы Чарьлза Ивза. Все это я покупал и слушал еще будучи тинейджером».
Главное, чтобы в этом было побольше экспериментаторства. Без разницы, что это за музыка – рок, джаз или свободная импровизация. Особенно свободная импровизация. Чуть позже в жизнь Генри пришла любовь к традиционной американской музыке. Так же, вскоре, он проникся идеями и звуками индийской культуры.
Первый сценический опыт пришелся на местную сцену, где Генри первый и последний раз столкнулся с поп-музыкой. Но, этот период был весьма краткосрочен, и вскоре Кайзер быстро переметнулся в лагерь авангардной музыки, быстро став одним из ярчайшим представителем второго поколения свободных импровизаторов, которые вдохновлялись в основном идеями европейских основателей, вроде Дерека Бейли или Эвана Паркера. Потом пришло время сольных экспериментов, которые шли вперемешку с совместными записями, но зато с какими музыкантами! Диаманда Галас, ROVA Saxophone Quartet, пианист Грег Гудман. С последним, а также Ларри Оксом из ROVA, в 1978 году Кайзер основал независимый лейбл Metalanguage Records, где музыканты начали выпускать собственную музыку. Кстати, квартет ROVA, с которым в 1987 году Кайзер выпустил концертный альбом San Francisco, исполнял музыку как раз Фреда Фрита, который, к слову, также присутствует на этом альбоме. Альбом получился, несмотря на ужасное качество записи, очень интересным, смелым и сложным. Но, по крайней мере, характерные особенности авторства Фрита прослеживаются легко. Впрочем, как раз для ROVA этот альбом не характерен. Тут принято вспоминать Freedom in Fragments, также по творчеству Фрита, или Resistance с As Was, но дело в том, что Кайзер там, в лучшем случае, выступает в роли продюсера.
Годы 80-е Кайзер провел в манере «подражания» и ностальгии по 70-м и 60-м. Он исполнял кавер-версии композиций Grateful Dead, участвовал в бесконечном количестве трибьютов и, вскоре, приобрел славу «кавер»-музыканта. Это название ему сильно не понравилось и Генри вернулся в лоно свободной импровизации, записавшись с Дереком Бейли, Фредом Фритом и Джимом О'Рурком. Особенно хочется вспомнить в данном ракурсе мощную пластинку Wireforks в дуэте с Бэйли. Встреча учителя и ученика. Были, конечно, сомнения, стушуется ли Кайзер при очной встрече с одним из главных богов импровизационного Олимпа, но все прошло на отлично, никто на себя одеяло не тянул, друг друга внимательно слушали, не перебивали, но дополняли и, как результат, чудесный пример того, что такое гитарный дуэт в свободной импровизации.
В конце 80-х начался проект French Frith Kaiser Thompson соответственно с Джоном Френчем, Фредом Фритом и британским фолк-рокером Ричардом Томпсоном, который, в шутку, говорил о том, что его присутствие тут обусловлено целью привлечь большую аудиторию. Они записали два альбома: восхитительный шедевр Live, Love, Larf & Loaf 1987 года и в 1990-м Invisible Means на Windham Hill, чем изрядно смутили любителей нью-эйджа, который частенько закупались продукцией этого лейбла.
В 1991 году Генри Кайзер поехал на Мадагаскар с другом-гитаристом Дэвидом Линдли. «Первый раз там с Дэвидом мы играли в комнате, полной местных музыкантов. Это случилось на первый же день нашего прибытия. Дело в том, что вся моя музыкальная жизнь вообще началась с того, что я услышал мадагаскарскую музыку в тот самый день и в том самом магазине, где я в возрасте двадцати лет приобрел свою первую гитару. Так получилось, что это была именно та песня, что мы потом записали тут, на Мадагаскаре. Так что, я был готов к той музыке с самого начала, поэтому мы так быстро все и записали, хотя некоторые и думают, что мы пробыли тут пару лет». Да, на самом деле Кайзер и Линдли провели там 2 недели, записываясь с местными музыкантами. В результате чего на лейбле Shanachie вышло 3 пластинки на эту тему под общим названием A World Out of Time (было 3 тома, соответственно).
«Самое приятное – это замечать, как наше появление отражается на музыкальной жизни страны. Так, к примеру, в силу успеха нашей работы на Мадагаскаре, там произошел бум национальной музыки. Было выпущено порядка сорока дисков! И это приятно, хотя денег за это мы не получаем. Нам вообще не нужны деньги, мы работаем не из-за них, а из-за любви, я серьезно. Плюс я сам для себя лично почерпнул там очень многое и привез оттуда новые ритмические идеи, новые мысли относительно интонаций и строя, новые впечатления, в конце концов. Все это не уместится даже в книгу с полуторатысячами страниц!»
Чуть позже Кайзер и Линдли поехал в Норвегию, где занялся примерно тем же самым, выпустив в этот раз две пластинки под наименованием The Sweet Sunny North. «На самом деле мы с Дэвидом всегда используем свой собственный музыкальный язык, будь то Мадагаскар или Норвегия, без разницы. И особо мы его не варьируем. Иногда, конечно, что-то делаем в направлении местной музыки, но это вскоре становится частью нашего собственного словаря. Но не в мелодическом, гармоническом или ритмическом плане. Детали музыки заключаются не в этом. Все это определяющая часть западной музыки, да, но мы перенимаем скорее нечто духовное из музыки, различные микро-детали, что располагаются между нот. Это уже воспринимается на интуитивном уровне и именно это делает наш проект с Линдли межкультурным».
В 1998 году Генри Кайзер с трубачом Вадада Лео Смитом собрал проект «Yo Miles!" - прекрасный трибьют Майлсу и его электрической музыке 70-х. В проекте приняло участие большое количество музыкантов, как рокеры (гитаристы Нэльс Клин и Майк Кенилли, барабанщик Стив Смит), так и джазовые парни (саксофонисты Грег Осби и Джон Тчикаи). Был и вездесущий индус Закир Хуссейн. Вообще, нельзя сказать, что подобный проект отличался оригинальностью идеи. Что-то наподобие этого делал и Билл Ласвелл (Phanthalassa: The Music of Miles Davis 1969-1974) и Марк Ишам (Miles Remeber: The Silent Way Project), каждый из них предлагал собственное видение «электрического» периода Майлса, который перевернул в свое время весь музыкальный мир.
Пришло время показать, как видят, а точнее, слышат музыку Дэвиса пара к тому времени уже культовых музыкантов. За основу взяли 10 композиций, которые были переработаны до такой степени, что смогли уместиться лишь на двойной диск, набрав в общей сложности, почти три часа продолжительности.
Впрочем, проект был не совсем студийный. Состав выводили и на сцену. Первый раз это было сделано 21 октября 1997 года на Джазовом Фестивале Сан-Франциско, когда играли примерно половина из тех, кто записывался.
«Удивительно, как много я выучил всего, пока делал этот проект», признается Кайзер, «Когда я играл с Марком Ишамом, к примеру, несмотря на то, что у нас с ним разное видение музыки, я просто понимал, что могу вот так вот сидеть и играть с этими парнями эту музыку. И все потому, что Майлс придумал собственную музыкальную систему, которая несколько отличается от других систем. Такого больше никто не может сделать. Та музыка, которую он написал в период с 1971 по 1975 год (или 1973-75, кто как отсчитывает), это не совсем набор мелодий и тем. Это был набор тематических фрагментов, определяемых гармоническим климатом композиции. Меняются темпы, темы наползают друг на друга. Да сам Майлс называл свою музыку 'Направление Майлса Дэвиса', а он знал, что сказать</i>».
В 2001 году Генри Кайзер совершил беспрецедентный поступок – укатил в Антарктиду работать и записывать музыку. Там он пробыл два с половиной месяца и ничего, остался доволен. Материал оказался, конечно же, исключительно сольного характера – сплошные гитарные эксперименты. Трудно сказать, судя по всему, гостевые музыканты не такой квалификации на том континенте, чтобы их можно было бы привлечь к подобной работе.
«Это место зовет меня. Как иноземная поверхность. Вообще, поехать в Антарктиду – это самый простой способ побывать на другой планете. Какая там красота. Само место выглядит и звучит так, что ты не можешь на него не отреагировать. В тебе просыпаются эмоции чувства. История континента, ее героические исследователи, микрокосм научных баз, все это служит источником вдохновения».
Во время путешествия в Антарктиду, Генри Кайзер увлекся подводным плаванием и съемками. При этому у него так лихо все это получалось, что его работы использовал Вернер Херцог (в том числе в фильме "На краю света", вышедший в 2007 году). Плюс ко всему сказанному, Генри Кайзер дружен с Мэттом Гронингом, автором сериалов The Simpsons и Futurama. Нет, ну кто еще из гитаристов, может всем этим похвастаться?

Добавлено: Вс июл 20, 2008 12:19
vladmak
ну, что не любит и не знает народ у нас патриарха свободной гитары из калифорнии ?
странно, на СКИФе народ писал кипятком........

Добавлено: Вс июл 20, 2008 13:26
Roman
vladmak писал(а):ну, что не любит и не знает народ у нас патриарха свободной гитары из калифорнии ?
странно, на СКИФе народ писал кипятком........
СКИФ, увы, не показатель. Где можно записи найти?

Добавлено: Вс июл 20, 2008 14:06
AlexMachen
на торрентсе есть альбом с Бейли

Добавлено: Вс июл 20, 2008 14:45
vladmak
у него мощный сайт, подает себя чисто по-американски, как суперзвезду
ссылку забыл....

Добавлено: Вс июл 20, 2008 15:02
Roman
http://www.henrykaiser.net/

Но сайт весьма спокойный - в этом можно убедиться. А послушать можно тут:

http://www.lastfm.ru/music/Henry+Kaiser

Добавлено: Вс июл 20, 2008 15:20
vladmak
может показалось, давно заходил...
музокой то его объелся в свое время,
если честно то когда с ним играл в Москве, был разочарован...
Валя Пономарева мрачно слушала, затем сказала, что когда я вступил - появилась жизнь. Вот такой неожиданный комплимент. Действительно он со своей Арктикой как-то подзамерз....
в 80-е казалось как круто! теперь когда он в Питере на большую сцену вышел и начал демонстрировать примочки.....ну кого теперь этим удивишь.................вот тут я и подумал.........не сотвори себе кумира............