ГТЧ

Фри-джаз (Free jazz), авангард (avantgarde jazz) и Свободная импровизация (free (nonideomatic) improvisation). Философия импровизации. Обсуждение проблем и интервью с музыкантами.

Модераторы: wolk_off, AlexMachen

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

ГТЧ

Сообщение Владислав «vvb5p» » Ср сен 05, 2007 13:44

Вот в связи с прочтением рассказов о Чекасине решил открыть тему.
KcCrimson писал(а):Владимир Чекасин
Не знаю как вы, а я люблю этого человека. Конечно слушать на диске не то-же самое, что видеть ЭТО НЕЧТО, что происходит у него на концертах, но... За последние 11 лет, что я видел его (не пропустив ни одного концерта в ЦДХ), я ни разу не усомнился, что "дьявольская" энергия, исходящая от него и его музыки, абсолютно правильная и полезная. Предугадать что будет на концерте - невозможно. От голых девок и частушек до чтения авангардной прозы под абстрактный видеоряд. На отдых во время прослушивания не расчитывайте, но и напрягаться не стоит.
Пустите его в себя, пусть побесится, будет интересно.

И маленькая цитата из моего личного разговора с Чекасиным:
- Владимр Николаевич, ну почему Вы не пишете то, что происходит у Вас на концертах? Ведь это невозможно повторить дважды!
- Тебе надо, ты и пиши...
- Ну вот концерт с Б... такого унижения он не испытывал, наверное, ни разу в жизни... этому концерту и этой записи цены нет... (на том концерте, где-то лет 5 назад, Чекасин вызвал Б на "дуэль". Б, зная силу Чекасина пригласил подыграть ему еще 3-х саксофонистов и одного трамбониста. Вот такая была "дуэль" - пятеро против одного. Чекасин не ожидал такого хода событий, потому что сыгрывались за четыре часа до концерта и обговаривали что и как играть они вдвоём, не считая ритм-секцию. Я был на той репетиции. Увидев и услышав группу поддержки Б Чекасин ТАК ЖЕСТКО втоптал их в грязь, что Бутман не вышел на овации зала в конце вечера).
- Понимаешь, такое надо видеть, но это не главное... ни одна аппаратура не пишет призвуки, шаги, дыхание... а это всё музыка. Так что просто приходи на концерты.
- Владимир Николаевич, а как Вы к mp3 относитесь?
- Да плевал я на mp3...

И года три назад, очередной концерт в ЦДХ из серии "Чекасин и гости". Владимир Николаевич приглашает на концерт своего старинного друга (назову его Икс, потом поймёте почему), который играл в оркестре Лундстрема, потом, лет 15 назад уехал в Америку, играл самостоятельно и, хоть и крайне трудно джазистам на родине джаза, но он был признан. Потом Икс выпустил 2 сольные пластинки, переехал в Израиль, выпустил альбом там и с презентацией этой последней пластинки поехал по миру и заехал на концерт к нам в ЦДХ.
Первое отделение: Чекасин представил Икса, рассказал его историю и оставил играть первое отделение. Музыканты у Икса были хорошие, действительно хорошие, но презентация альбома без самого альбома в продаже (застрял на таможне) - дело кислое. И музыканты с горя по-слегка, по чуть-чуть. Но разыгрались и вроде бы всё к концу с натяжкой, но начало выправляться... Чекасин, ёрзая в зале вместе со всеми, вытащил из кармана мундштук от саксофона, вскочил, вылетел на сцену с пронзительным звуком и, играя на одном мундштуке, без микрофона и саксофона, перекрыл звучание всего ансамбля...
У зрителей и музыкантов случился ШОК секунд на пять... Чекасин, играя музыку, подходит к стулу с саксофоном, вставляет мундштук куда положено и продолжает уже на инстументе. Музыканты очухались и продолжили играть, а зрители сидели, вдавленные в кресла глыбищей настоящего Мастера. Апплодисментов в конце этой импровизации небыло секунд 10... таких оваций я еще не слышал.
После первого отделения у всех в зале, единодушно, было только одно на устах: "он чёрт!".
Весь текст - KcCrimson ©2006-2007
Последний раз редактировалось Владислав «vvb5p» Ср сен 05, 2007 14:54, всего редактировалось 1 раз.

bemsha
знаток
Сообщения: 1916
Зарегистрирован: Пт июн 24, 2005 13:26
Откуда: Ярославль

Сообщение bemsha » Ср сен 05, 2007 14:06

ну, не знаю...ганелина я ставлю выше как музыканта
чекасин большге черт, чем музыкант.. :)

vinnil
Сообщения: 4
Зарегистрирован: Пн сен 03, 2007 16:44
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение vinnil » Пт сен 07, 2007 10:06

Рассказ про Чекасина смешной, но , как бы зто сказать, сильно "околомузыкальный". В демонологии я не силён.
А ГТЧ в своём классическом виде от "Con Anime" до "Ritartando" для меня явление совершенно безкомпромиссное с точки зрения музыки. И очень трудно выделить чьё то начало, и это учитывая настолько разных людей. Такое крайне редко но случается. Да, при этом, "Opus Duo" работа мне наиболее близкая и дело не в том, что без Чекасина стало и мудрее и прозрачнее. Вопрос скорее частной ассоциации. Точнее личной. А Чекасину кроме музыкии крайне обязан термину - спонтанная композиция. Очень просто очень точно - но я не мог сформулировать. А от "интуитивная музыка" почему мутило. От какой то неосознаности и частичной несвободы. Интуиция всё ж. Вроде как само нахлынуло, а ты уж решай. Композиция, видимо из за присутствия волевого начала, - ближе. Но спонтанная. Вот мне и кажется что ГТЧ идеально воспитало в себе это качество - творение на лету, с одной стороны, и фиксация с другой. Может и театральность, близость к театру, создавало ту непохожесть и странность.
А может их объединяло любопытство. Кроме формального мастерства - одно из важнейших музыкальных качеств. Ну вообщем аналогов почти не знаю."Art Ensemble of Chicago" - по своему, но для меня очень близко. И какие пятна у Fred Frith, Zorn...
Я вот много лет ищу музыкантов смотрящих в ту же сторону. По своему - но в какой то онтологической первооснове совпадающие. Замечательных - масса. Играющих интересную музыку, крайне профессиональных. Но в этом частном случае - увы... Поэтому думаю что нечто чудесное в том самом явление ГТЧ было. Ну и хорошо. Вовремя пришли, вовремя ушли. И видимо продолжили любопытствовать и думаю что то , что они делают по отдельности - это ещё не итог и не приговор, а очень живая дорога.
А музыкантов найти всё ж хочется...

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Пт сен 07, 2007 13:41

vinnil
а Резицкий, не в том же поле действовал?
Не совсем владею темой в вашем дискурсе, посему надо немного синхронизировать понятия :) В частности, подскажите что вы видели в ГТЧ, что слышали, что понравилось и почему по вашему этого практически, нет у других?
PEHDTSCKJMBA
Три уха

Аватара пользователя
Muzifan
джазмен
Сообщения: 463
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:14
Откуда: moscow
Контактная информация:

Сообщение Muzifan » Пт сен 07, 2007 16:59

Я при смешных обстоятельствах покупал в Мелодии их пластинку Poi Segue. Когда я подошел с чеком к пустующему прилавку джазового отдела, я застал двух продавцов за следующим разговором: "Не знаю кто может этого Ганелина слушать - бред какой-то..." (примерно так...). Я помял в руках кассовый чек и неуверенно протянул его продавцу... до сих пор помню этот казус.
Дома я "въезжал" в этот диск и через некоторое время таки въехал...
что было достижением для двадцатипятилетнего рок-меломана. :D

vinnil
Сообщения: 4
Зарегистрирован: Пн сен 03, 2007 16:44
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение vinnil » Пт сен 07, 2007 18:30

Мне кажется и Резицкий и Гена Гольштейн, частично Вапиров видимо исходя из той же концепции были всё таки ближе к джазу, свободному джазу, и попытке поженить его с чем то ещё. Северным фольклором, барокко ну и т.д. ГТЧ декларируя джазовые корни действовали скорее не на поле freejazz с вкусными приправами , а на таком пласте определённой композиционной культуры. То есть: при жёстко простроенной архитектонике их программ им необходима была вольная или невольная компенсация на уровне музыкального языка или языков. Подобное наблюдалось у средневековых менестрелей и жонглёров. Формы были жёстко узаконены а язык выражения в противовес - очень широк. Этому , конечно, способствовала и практика путешествий и обучения во время оных. Оттого такой пёстрый инструментарий.
Я не знаю насколько ГТЧ влезали в теоретические работы Мессиана, или практику Дармштадской школы (конкретная музыка, Кагель, Лигетти), осознавали перформансы Кейджа, но даже если всего этого не было, значит они пришли к этому стихийно и очень лично переработали. Мессиан глубоко изучал раги но ничего ориентального в его музыке не наблюдается. У него Очень личное художественное высказывание. И при всей мощи, очень камерное. Мне кажется ГТЧ оперируя достаточным широким набором культурных кодов, тоже очень лично их перерабатывали. И джаз был одним из. И даже не всегда главным. Я уже путаюсь, но то ли в 77 то ли в 78 году я видел их программу" Домашнее музицирование". Вроде так называлась. Народ честно орал - Джаз давай! И был прав. Это скорее был музыкальный театр с точно простроенный драматургией и сыгранный на доброй дюжине языков адаптированных до собственного эсперанто. Частично эти языки иэобретались тут же от каких то случайных сложений. То есть рождался артефакт, моментально осознавался, подставлялся в контекст, его осваивали, с ним играли. Реакции на уровне сверхинтуиции. В "POI SEGUE" лет пять, наверное, спустя театра было меньше , он как будто спрятался внутри структуры, а музыки формально похожей на джаз стало больше. Но было и что то ещё. Боюсь предположить , но судя по дальнейшим сольным работам Тарасова, концепции их программ могли рождаться во внемузыкальных средах, но осваивались на уровне сугубо музыкальном. Такая игра в бисер. Как круговой полёт журавлей перевести в тезу фуги. При этом их не интересовал , скажем, перформанс, хеппенинг как таковой. Никакого стёба, афектации, нарочитого шокирования публики. И кстати, никакого упирания в концепцию, или некую социальную идею. Это всегда была музыка в первую очередь. И музыка очень личная. При огромном музыкальном багаже, поставленные задачи решались самыми разнообразными средствами, но лоскутного одеяла не случалось и ГТЧ опознавался на раз. И как раз в какой то степени засчёт джаза. А точнее засчёт джазовой ритмики. Они так строили фразы. Они кажется глобально мыслили на уровне джазовой ритмики. Для этого не обязательно быть джазистом. Нечто подобное происходит и у Гленн Гульда. Выражаясь по русски - качает. Это Roll скорее а не Swing. А когда про них в то время писали, главным словом была полистилистика. Мне не нравилось определение. Казалось - всё полистилистика. Потом подумал: полистилистика доведённая до стиля. Как китайская кухня. Ингридиенты самые удивительные. Конечный продукт совершенно гармоничен и нов. Истоки настолько переработаны, что уже не опознаются. Если только впоследствии. Как далёкое послевкусие. Или игра в ассоциации. Мне кажется в живописи аналогичны Миро и Клее. Первое что пришло в голову. Ну может ещё Арчил Горьки. Эти художники, кстати, были близки той художественной среде с которой общались ГТЧ. И Плавинский и Ситников и Немухин.
А ещё я слышал как они играли с ансамблем Покровского. Паразительно. Они просто приняли этот язык. Услышали в нём что то своё и начали спокойно жить в этом интерьере. Не заигрывая с ним, а как обычно, играя в пространстве нового языка нечто глубоко личное. Про спокойно жить - я маханул. Баташёв, который вёл этот концерт, по окончанию сказал, что он чувствует себя как хорошо подоенная корова. Если бы сказал про лошадь в мыле, - было бы не точно, хотя коннотация именно туда. Видимо многоступенчатые ассоциации, тоже сюиминутное влияние ГТЧ.
A что всего этого нет у других?!.. Так это только по моему. Очень личный взгляд. Но может и объективный. Пока. Готов к диалогу.
И ещё кажется, что ключевое здесь, в данном контексте, слово - театр. Думаю что глубокое Ганелинское знание практического театра, инструментальный, сонористический театр Тарасова, и личный, бытовой, почти обэриутский театр Чекасина в сплаве дали новый тип инструментального театра ГТЧ. Повторить формально это не возможно. Но принцип забавный. Им можно пользоваться. Экстраполяция законов одного искусства на поле другого. Но про это, наверное, в другой раз.
А вот забавно что несколько раз не переключал языковую раскладку и ГТЧ печатается как UNX. К чему бы это?

vladmak
джазофил
Сообщения: 940
Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 02:25
Откуда: Смоленск- Россия
Контактная информация:

Сообщение vladmak » Сб сен 08, 2007 19:17

[quote="bemsha"]]
чекасин большге черт, чем музыкант.. :)[/quote

во-истину..............
но без черта эти ребята ГТЧ потеряли и все ангельское

papao
Сообщения: 17
Зарегистрирован: Пт окт 27, 2006 22:26
Откуда: Ukraine<Donetsk
Контактная информация:

Сообщение papao » Чт апр 17, 2008 19:38

Чекасин действительно не только великий музыкант... Уже будучи прфессором он время от времени ходил в подземный переход, натягивал шапку, дабы не узнали, и клал коробку для денег на пол. Это у него называлос "Ходить в народ". Затем смотрел сколько заработал. Ну, в прибалтике народ скупой, но в джазе разбирается. Говорят, что однажды какой то американский турист забрел в переход и увидел там уличного музыканта, играющего джаз. Но после того, как
он вслушался он столбом стоял все выступление и не мог поверить, что в столице маленкого прибалтийского государства (не в АМЕРИКЕ!),
в подземном переходе можно услышать ТАКОЙ джаз.

Аватара пользователя
Roman
джазофил
Сообщения: 1242
Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Сообщение Roman » Пт апр 18, 2008 08:16

vinnil писал(а): Я вот много лет ищу музыкантов смотрящих в ту же сторону.
Не сочтите за саморекламу, но вдруг Вам это будет близко:

http://www.myspace.com/dotslinesmusic
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)

vladmak
джазофил
Сообщения: 940
Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 02:25
Откуда: Смоленск- Россия
Контактная информация:

Сообщение vladmak » Пт апр 18, 2008 13:26

в свое время, точнее в 80е все новожазовые музыканты были под влиянием ГТЧ; особенно сибирцы. Хомо Либер, Агре трио, и др буквально имитировали. Влияние Чекасина огромно, музыканта значимого в новой музыке не было выше, потом шел только Курехин!

Аватара пользователя
Nikolai Shienok
джазофил
Сообщения: 777
Зарегистрирован: Пн окт 17, 2005 21:45
Откуда: Москва-Химки

Сообщение Nikolai Shienok » Пт апр 18, 2008 16:15

Целиком и полностью согласен с уважаемым Владиславом Макаровым. О Чекасине ещё напишут те книги, которые должно было бы написать. И музыку его будут слушать долгие годы, да ещё, как говорится, не вечер, возможно, что то самое главное, что ему суждено записать, ещё впереди.

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Пт апр 18, 2008 16:22

А как вам альбом Славы Ганелина с Недом Ротенбергом?
Изображение
PEHDTSCKJMBA
Три уха

Аватара пользователя
downtownmusic
джазофил
Сообщения: 582
Зарегистрирован: Пт июн 03, 2005 06:52
Контактная информация:

Сообщение downtownmusic » Пт апр 18, 2008 17:36

vvb5p писал(а):А как вам альбом Славы Ганелина с Недом Ротенбергом?
Довольно слабый альбом. Выкинуть бы из него те полчаса, где Ганелин упражняется в использовании допотопных оркестровых синтезаторных сэмплов, получилось бы неплохая приемлемой длины сольная пластинка Ротенберга с Ганелиным в нескольких вещах.

bemsha
знаток
Сообщения: 1916
Зарегистрирован: Пт июн 24, 2005 13:26
Откуда: Ярославль

Сообщение bemsha » Пт апр 18, 2008 21:04

downtownmusic
согласен

...и вообще - что -то не идут мне последнее время записи ганелина...тоску на меня наводит
..много у него лишнего, на мой взгляд

vladmak
джазофил
Сообщения: 940
Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 02:25
Откуда: Смоленск- Россия
Контактная информация:

Сообщение vladmak » Пт апр 18, 2008 21:52

не слышал, но заранее согласен с вышепреведенной оценкой.
Странный альянс! Все, что делает Слава после ГТЧ носит вторичный и слабоватенький характер.

Аватара пользователя
downtownmusic
джазофил
Сообщения: 582
Зарегистрирован: Пт июн 03, 2005 06:52
Контактная информация:

Сообщение downtownmusic » Пт апр 18, 2008 22:02

vladmak писал(а):Все, что делает Слава после ГТЧ носит вторичный и слабоватенький характер.
Не все так плохо. Альбом Не слышно дуэта Ганелина с Волковым просто отличный. Да и трио Priority вполне достойно звучит.

bemsha
знаток
Сообщения: 1916
Зарегистрирован: Пт июн 24, 2005 13:26
Откуда: Ярославль

Сообщение bemsha » Пт апр 18, 2008 22:08

Не слышно - неплох, а вот Priority - так себе.....для меня

Аватара пользователя
Roman
джазофил
Сообщения: 1242
Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Сообщение Roman » Сб апр 19, 2008 06:42

Nikolai Shienok писал(а):Целиком и полностью согласен с уважаемым Владиславом Макаровым. О Чекасине ещё напишут те книги, которые должно было бы написать. И музыку его будут слушать долгие годы...
Позволю себе усомниться в последнем. Наблюдая Чекасина - сначала как сторонний слушатель, а затем как участник его проектов (играл с ним дважды, обоим разам предшествовали длительные репетиции), могу сказать следующее. Чекасин на протяжении последних 10-15 лет реализует в своих шоу одну и ту же стереотипную модель: берёт у музыкантов то, что они умеют делать, и компилирует всё это в некую "солянку". Особенно это касается его проектов с участием фольклорных коллективов в одной упряжке с джазменами. Приёмы построения формы также стереотипны до крайности: практически всегда присутствует долгое (и, честно признаться, изнурительное для музыкантов) фортиссимо с ритмической поддержкой а-ля хард-рок. Воспринимать это как "чистую" музыку, без театрализации, присущей чекасинским проектам, не очень-то получится. Подозреваю, что "креативный" период творчества Чекасина - великолепного инструменталиста и шоумена - уже завершился, и ждать новизны от него не приходится. В то же время, у Чекасина довольно любопытные театральные работы - во время наших репетиций он показывал материал, который был им написан для театров и кинолабораторий Германии, где он сейчас обитает.

Что касается Ганелина, то, как мне показалось, он сейчас больше реализует себя творчески как композитор, нежели как импровизатор. Я слышал его струнный квартет - это великолепная музыка.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)

Аватара пользователя
Nikolai Shienok
джазофил
Сообщения: 777
Зарегистрирован: Пн окт 17, 2005 21:45
Откуда: Москва-Химки

Сообщение Nikolai Shienok » Сб апр 19, 2008 20:34

Роман, возможно, с точки зрения человека образованного это и так. Я сужу лишь по своим собственным впечатлениям от его концертов, на которых довелось побывать, и записей, которые приходилось слышать. Ганелин мне тоже нравится, лет семь-восемь назад слушал его в Москве в составе трио с Фонарёвым (имя барабанщика вылетело из головы). Мне никогда не приходило в голову их (Чекасина и Ганелина) противопоставлять с сравнивать. По мне, так они слишком разные, и каждый по-своему хорош.

Аватара пользователя
Roman
джазофил
Сообщения: 1242
Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Сообщение Roman » Вс апр 20, 2008 08:40

Николай, я не сравниваю - просто делюсь впечатлениями. Все участники ГТЧ действительно совершенно разные. К сожалению, ничего не могу сказать о Тарасове, поскольку живьём никогда его не слышал, а его сольные записи показались мне скучноватыми и не очень показательными.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)

Ответить