Джаз для начинающих. Советы и вопросы.
Модераторы: wolk_off, AlexMachen
- Nikolai Shienok
- джазофил
- Сообщения: 777
- Зарегистрирован: Пн окт 17, 2005 21:45
- Откуда: Москва-Химки
- Nikolai Shienok
- джазофил
- Сообщения: 777
- Зарегистрирован: Пн окт 17, 2005 21:45
- Откуда: Москва-Химки
Salve,люди добрые!
Вопрос - джаз еще развивается,или по аналогии с развитием организма(системы) - начало(трад.джаз), расцвет(хард-боп или что-то другое), увядание(фри-джаз етс.) - что-либо новое человечество вряд ли придумает? Почему об этом? Пытаюсь разобраться насколько работает старое(уже слабо воспринимается по энергетике) и не очень-то тянет к "новому"(неспособность обрести гармонию?)
По поводу джаза - схема тема-импровизация не всегда срабатывает:
1 мало кому есть сказать что-то существенное на тему
2 количество нот не так важно,как расстояние между ними(Говори ясно)
3 зачастую темы не заслуживают,чтобы на них высказывались
Поэтому,например,саксофон воспринимается проституированным не четко выраженным инструментом(лучше уж Моrphine,но это не джаз)
Скорее всего это "свои тараканы"(интроверт с почти черно-белым восприятием мира,которому джаз кажется рафинированно-амбивалентным)поэтому и хотелось бы услышать другие мнения.
Вопрос - джаз еще развивается,или по аналогии с развитием организма(системы) - начало(трад.джаз), расцвет(хард-боп или что-то другое), увядание(фри-джаз етс.) - что-либо новое человечество вряд ли придумает? Почему об этом? Пытаюсь разобраться насколько работает старое(уже слабо воспринимается по энергетике) и не очень-то тянет к "новому"(неспособность обрести гармонию?)
По поводу джаза - схема тема-импровизация не всегда срабатывает:
1 мало кому есть сказать что-то существенное на тему
2 количество нот не так важно,как расстояние между ними(Говори ясно)
3 зачастую темы не заслуживают,чтобы на них высказывались
Поэтому,например,саксофон воспринимается проституированным не четко выраженным инструментом(лучше уж Моrphine,но это не джаз)
Скорее всего это "свои тараканы"(интроверт с почти черно-белым восприятием мира,которому джаз кажется рафинированно-амбивалентным)поэтому и хотелось бы услышать другие мнения.
- wolk_off
- модератор
- Сообщения: 868
- Зарегистрирован: Пн окт 17, 2005 19:53
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Я бы начал с того, что фри-джаз - это как раз "старое". Ему уже 50 лет.
Я бы на Вашем месте попытался познакомиться поближе с собственно современным джазом (хороший старт - например, послушать записи лауреатов первых пяти номинаций Jazz Awards за последние три-четыре года), чтобы получить менее схематичное представление о современном лице этой музыки.
Я бы на Вашем месте попытался познакомиться поближе с собственно современным джазом (хороший старт - например, послушать записи лауреатов первых пяти номинаций Jazz Awards за последние три-четыре года), чтобы получить менее схематичное представление о современном лице этой музыки.
Большое спасибо! Прошу прощения за не совсем точно выраженные мысли(часто только по ответной реакции яснее понимаешь,что хочешь), но мне хотелось бы услышать о стилевом развитии,что происходит сейчас. Фри-джаз назван условно,поскольку не совсем ориентируюсь в определении творчества позднего Колтрейна.Последующие фьюжн,world jazz - явления синтетические.О "попсе" -фанк,смут - вообще нет смысла говорить.Было ли за последние 5,10,15 лет что-либо действительно новаторское? Или можно говорить о цивилизационном кризисе и отсутствии новых смыслов? Ещё раз прошу извинить за такие,может,не очень понятные просьбы. Мне и привычней и понятней идти от общего к частному.
Можно немного по-другому,есть ли сейчас масштабные личности вроде Колтрейна или Дэвиса,или хотя бы кто у Вас вызывал сильные эмоции,удивлял, радовал.
Очень благодарен за Ваш совет,но к сожалению по многим причинам трудноосуществимый.Взглянул пока только на Jazz Awards 2010,мне из духовых ближе флейта,баритон-сакс,бас-кларнет,а Д.Ловано,Д.Холл,К.Баррон,Д.Холланд,П.Моушн все-таки старая гвардия.И очень меткое замечание Донны Анны.В любом случае,насколько смогу,постараюсь последовать Вашему совету.
Как очень отдаленная аналогия,другого просто в голову не пришло,для меня "In A Silent Way" намного более значим ,приемлем и тп., чем "Bithes Brew".
С уважением underground man(это не понты,а констатация)
Можно немного по-другому,есть ли сейчас масштабные личности вроде Колтрейна или Дэвиса,или хотя бы кто у Вас вызывал сильные эмоции,удивлял, радовал.
Очень благодарен за Ваш совет,но к сожалению по многим причинам трудноосуществимый.Взглянул пока только на Jazz Awards 2010,мне из духовых ближе флейта,баритон-сакс,бас-кларнет,а Д.Ловано,Д.Холл,К.Баррон,Д.Холланд,П.Моушн все-таки старая гвардия.И очень меткое замечание Донны Анны.В любом случае,насколько смогу,постараюсь последовать Вашему совету.
Как очень отдаленная аналогия,другого просто в голову не пришло,для меня "In A Silent Way" намного более значим ,приемлем и тп., чем "Bithes Brew".
С уважением underground man(это не понты,а констатация)
- mmdesign
- джазофил
- Сообщения: 1141
- Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
- Откуда: Vilnius
- Контактная информация:
Мы тут уже много говорили о "смерти жанра", строго говоря многих жанров. Я как человек впечатлительный заимел привычку приставать с этим вопросом ко всем крупным музыкантам, которые время от времени появляются в поле зрения. Диапозон мнений довольно широк. Среди авангардистов кажется поровну "джазовых котов", которые гордятся связью с традицией, и наоборот, тех, кому претят всякие ярлыки, в том числе и слово "джаз".
Из всех этих разговоров я понял только одно - даже те, кто создают эту музыку не способны дать некую "абсолютно точную" оценку ситуации. Я тем более в этом деле не компетентен.
Дальше такое предположение. Какое-то время джаз развивался по более-менее узкому руслу. На пути становления жанра встречались гиганты - музыканты, чья работа определяла дальнейший ход событий. И они были очень заметны, ибо их влияние было очень мощно.
Однако со временем джаз вырвался на свободу, породив массу музыкальных течений. И качество музыкального образования и накопившийся опыт поколений, и глобализация, распространение этой музыки по миру - все это привело к теперешней ситуации, когда прекрасных музыкантов стало не меньше, а наверное много как никогда. Когда что-то интересное происходит одновременно во многих направлениях, на многих сценах, во многих "группировках". Но сделать "фундаментальное открытие" стало наоборот гораздо сложнее, если вообще возможно. Это впрочем не должно бросать тень на наших современников. Уверен, что многие из них сделали бы тоже самое, живи они во времена Колтрэйна и Дэйвиса.
В сущности "открытия" - это не самоцель. Цель наверное сама музыка, остальное может получится само собой или не получится.
В каком-то смысле джаз разумеется сдал позиции, перестав быть танцевальной музыкой для масс. Но в плане творческого поиска, мне лично думается, что сейчас никак не кризис, а изобилие. Понимаю, что можно сказать будто "все главное уже придумано". Но вот каталог одного лэйбла - все записи интересны, свежи, искренни, великолепны.
Масштабные личности - это помимо всего прочего "стаж работы" и место в истории. Поэтому в таком контексте обычно говорят о старцах.
Из всех этих разговоров я понял только одно - даже те, кто создают эту музыку не способны дать некую "абсолютно точную" оценку ситуации. Я тем более в этом деле не компетентен.
Дальше такое предположение. Какое-то время джаз развивался по более-менее узкому руслу. На пути становления жанра встречались гиганты - музыканты, чья работа определяла дальнейший ход событий. И они были очень заметны, ибо их влияние было очень мощно.
Однако со временем джаз вырвался на свободу, породив массу музыкальных течений. И качество музыкального образования и накопившийся опыт поколений, и глобализация, распространение этой музыки по миру - все это привело к теперешней ситуации, когда прекрасных музыкантов стало не меньше, а наверное много как никогда. Когда что-то интересное происходит одновременно во многих направлениях, на многих сценах, во многих "группировках". Но сделать "фундаментальное открытие" стало наоборот гораздо сложнее, если вообще возможно. Это впрочем не должно бросать тень на наших современников. Уверен, что многие из них сделали бы тоже самое, живи они во времена Колтрэйна и Дэйвиса.
В сущности "открытия" - это не самоцель. Цель наверное сама музыка, остальное может получится само собой или не получится.
В каком-то смысле джаз разумеется сдал позиции, перестав быть танцевальной музыкой для масс. Но в плане творческого поиска, мне лично думается, что сейчас никак не кризис, а изобилие. Понимаю, что можно сказать будто "все главное уже придумано". Но вот каталог одного лэйбла - все записи интересны, свежи, искренни, великолепны.
Масштабные личности - это помимо всего прочего "стаж работы" и место в истории. Поэтому в таком контексте обычно говорят о старцах.
- Donna_Anna
- джазмен
- Сообщения: 245
- Зарегистрирован: Ср авг 12, 2009 09:10
- Откуда: Москва
mmdesign
ИМХО, здравые мысли. И насчёт возможности углядеть масштабную личность в основном в исторической перспективе особенно.
Кстати, думаю, что классифицировать стилистически то, что происходит сейчас, тоже можно будет скорее всего уже потом. Вряд ли сейчас можно точно сказать, что из имеющегося нынче в наличии позднее причислят к джазовому мейнстриму, например. Или ещё куда...
ИМХО, здравые мысли. И насчёт возможности углядеть масштабную личность в основном в исторической перспективе особенно.
Кстати, думаю, что классифицировать стилистически то, что происходит сейчас, тоже можно будет скорее всего уже потом. Вряд ли сейчас можно точно сказать, что из имеющегося нынче в наличии позднее причислят к джазовому мейнстриму, например. Или ещё куда...
- mmdesign
- джазофил
- Сообщения: 1141
- Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
- Откуда: Vilnius
- Контактная информация:
И само понятие мэйнстрим сейчас как-то ускользает от определения. В каталогах магазинов этим термином часто обозначают вполне определенное направление, уже тоже в некотором роде "устаревшее". Мои друзья из Телониуса используют термин "модерн" для нового "не авангардного" джаза. Но вот пишешь слова и понимаешь всю их условность.Donna_Anna писал(а): Кстати, думаю, что классифицировать стилистически то, что происходит сейчас, тоже можно будет скорее всего уже потом. Вряд ли сейчас можно точно сказать, что из имеющегося нынче в наличии позднее причислят к джазовому мейнстриму, например. Или ещё куда...
По Меццо идет концерт какой-то группы (узнал, что там Рэнди Бреккер и Жако Пасториус), в принципе поп-джаз с бонгами, хаммондом, "басухой" - латинские ритмы, фьюжн. Но солирующие духовые (труба, тенор, басс кларнет) срываются в фри на фоне все той же жутко ритмичной ритм секции. Все нонче так запутано

В жестких стилистических границах играют наверное только иммитаторы, потому что это тоже нужно.
- AlexMachen
- модератор
- Сообщения: 2873
- Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
- Откуда: Кировоград, Украина
- Контактная информация:
Про масштаб личности может неправильно выразился,мне скорее хотелось узнать есть ли новые музыканты с ощущением у них гениальности(?),Значительности,особого дара. А "стаж работы" - это вероятней авторитет.
Спасибо за ваши высказывания,появляется какая-то ясность,но и возникают новые вопросы.
1. Если бы слушать только музыку,без выходных данных,каким был бы "гамбургский счёт"?
2. С возрастом музыканты ,становясь консервативней(?),проще(?),обращаются к предыдущему опыту.Может это и есть Мэйнстрим?А может мэйнстрим как раз понятие для не столь страстных и продвинутых как вы. В Уфе,по-моему,скоро не только мэйнстрима,но и джаза в магазинах не будет,да и фактически уже нет.Да и Музыки наверно не станет.
Извините за пессимизм.
Спасибо за ваши высказывания,появляется какая-то ясность,но и возникают новые вопросы.
1. Если бы слушать только музыку,без выходных данных,каким был бы "гамбургский счёт"?
2. С возрастом музыканты ,становясь консервативней(?),проще(?),обращаются к предыдущему опыту.Может это и есть Мэйнстрим?А может мэйнстрим как раз понятие для не столь страстных и продвинутых как вы. В Уфе,по-моему,скоро не только мэйнстрима,но и джаза в магазинах не будет,да и фактически уже нет.Да и Музыки наверно не станет.
Извините за пессимизм.
- AlexMachen
- модератор
- Сообщения: 2873
- Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
- Откуда: Кировоград, Украина
- Контактная информация:
- mmdesign
- джазофил
- Сообщения: 1141
- Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
- Откуда: Vilnius
- Контактная информация:
Если под "новыми музыкантами" подразумеваются молодые, то говорить о гениальности как правило затруднительно. Тот самый стаж работы не получается сбросить со счета. Допустим вам понравилась какая-то запись просто безумно (и много кому еще), но будет ли музыкант продолжать в том же духе? Сможет ли он развить успех? Это можно сказать, только понаблюдав за ним несколько десятилетий.nektohomo писал(а):Про масштаб личности может неправильно выразился,мне скорее хотелось узнать есть ли новые музыканты с ощущением у них гениальности(?),Значительности,особого дара. А "стаж работы" - это вероятней авторитет.
В каталоге нашего лэйбла NoBusiness records наряду с маститыми музыкантами представлены и молодые, относительно малоизвестные. Вы знаете кто такие: Adam Caine, Harris Eisenstadt, Lorenzo Sanguedolce, Daniel Blacksberg и другие? Нет, скорее всего не знаете (если только не живетет в Нью Йорке (Бруклине) или не купили альбомы нашего лэйбла). Так вот это хорошие кандидаты на талант, а может и гениальность. По крайней мере этим музыкантам удалось записать совершенно термоядерные альбомы по энергии, чувству, индивидуальности. Что до будущего - время покажет.
Есть, увы, множество примеров гениального старта и очень посредственного развития карьеры музыканта. У каждого человека свой заряд и творческий потенциал.
Честно говоря, я не верю в искусство "без выходных данных". Вне контекста искусство не существует. Другое дело, что порой контекст просовывают вместо контента, Кажется это и называется "пост модернизм". Но это другой разговор.nektohomo писал(а): Спасибо за ваши высказывания,появляется какая-то ясность,но и возникают новые вопросы.
1. Если бы слушать только музыку,без выходных данных,каким был бы "гамбургский счёт"?
Из опыта посещения и проведения концертов - когда на сцену выходит кто-нить вроде Петра Мамонова, когда вдует Дэйвид С Уэр, Чарльз Гэйл или Джо МакФи, когда по бассу пройдется Барри Гай или Уильям Паркер и возьмет аккорд Мэттью Шипп, то не надо быть семи пядей во лбу. Любой маломальски слышащий человек ощутит прикосновение к гениальному. Тётеньки из раздевалок заходят в зал послушать, что же там такое происходит, потому что идет раздача космических энергий.
О стареющих музыкантах мне говорить сложнно, так как не музыкант и пока относительно молод. Но думаю здесь все индивидуально. Известны случаи, когда музыкант открывали свой истинный потенциал после 50-ти летия. Например бассист Доминик Дюваль. А кто-то к сороковнику уже совсем оформился и больше не развивается. Это наверное все-таки не очень здорово.nektohomo писал(а): 2. С возрастом музыканты ,становясь консервативней(?),проще(?),обращаются к предыдущему опыту.Может это и есть Мэйнстрим?А может мэйнстрим как раз понятие для не столь страстных и продвинутых как вы. В Уфе,по-моему,скоро не только мэйнстрима,но и джаза в магазинах не будет,да и фактически уже нет.Да и Музыки наверно не станет.
Извините за пессимизм.
В Уфе может быть всегда было сложно с этой музыкой, ведь она не оттуда родом. Да и у нас, в "продвинутой прибалтике" в магазинах джаз не продают. Есть правда один специальный магазин-человек Телониус, который изменил ситуацию в Вильнюсе. С другой стороны у вас есть интернет, а значит доступ ко всем духовным богатствам мира

- Donna_Anna
- джазмен
- Сообщения: 245
- Зарегистрирован: Ср авг 12, 2009 09:10
- Откуда: Москва
Да... никуда не приведших гениальных стартов, к сожалению, не мало.
Но это вполне объяснимо. Если ты сделал что-то, и тебя за это все сразу давай бурно хвалить, тяжело не впасть в соблазн и не попытаться повторить сделанное. Кажется-то, что вот же оно - уже разведано и понятно! Продолжай в том же духе, и будет тебе счастье. А получается, естественно, уже не то. Выходит, что вроде как человек уже не сам по себе что-то делает, а пытается сам себя копировать и тиражировать.
Другая крайность - уверенность из области "Ну, теперь мне всё можно! Меня уже заметили и знают!" И начинается тестирование на публике невразумительного потока сознания...
Но в то же время любой классный альбом вне зависимости от дальнейшей судьбы автора - это ещё один классный альбом. И слава Богу, что появился хоть он.
Но это вполне объяснимо. Если ты сделал что-то, и тебя за это все сразу давай бурно хвалить, тяжело не впасть в соблазн и не попытаться повторить сделанное. Кажется-то, что вот же оно - уже разведано и понятно! Продолжай в том же духе, и будет тебе счастье. А получается, естественно, уже не то. Выходит, что вроде как человек уже не сам по себе что-то делает, а пытается сам себя копировать и тиражировать.
Другая крайность - уверенность из области "Ну, теперь мне всё можно! Меня уже заметили и знают!" И начинается тестирование на публике невразумительного потока сознания...
Но в то же время любой классный альбом вне зависимости от дальнейшей судьбы автора - это ещё один классный альбом. И слава Богу, что появился хоть он.
- mmdesign
- джазофил
- Сообщения: 1141
- Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
- Откуда: Vilnius
- Контактная информация:
Бывает еще довольно странный вариант, когда творец попадает в плен своего творения. Это когда удается создать нечто очень сильное, самобытное, не не расширяемое. Мне кажется что примером могут служить Медески, Мартин и Вуд. Они ведь очень хороши и индивидуальны, но в какой-то момент начало казаться, что они исследовали собственную вселенную вдоль и поперек, причем выхода в другой, не менее прекрасный мир не нашлось. В принципе им можно посоветовать просто закрыться и начать поиск чего-то совсем другого, причем желательно порознь...
- Donna_Anna
- джазмен
- Сообщения: 245
- Зарегистрирован: Ср авг 12, 2009 09:10
- Откуда: Москва
Да, пожалуй. Но, думаю, закрыться в такой ситуации просто слабо. Чисто по-человечески. Сейчас всё есть, все механизмы отлажены. А закрыться - считай, начинать всё сызнова. "И ещё не понятно что за идеал явит тебе сей чародей" ((с) к/ф Формула любви). А то может и никакого не явит. И соберутся они только на видимоневидимолетие своего творческого коллектива, чтобы исполнить несколько своих старых хитов в сборном концерте "Легенды Ретро FM". Такая вот страшная сказкаmmdesign писал(а):Мне кажется что примером могут служить Медески, Мартин и Вуд. Они ведь очень хороши и индивидуальны, но в какой-то момент начало казаться, что они исследовали собственную вселенную вдоль и поперек, причем выхода в другой, не менее прекрасный мир не нашлось. В принципе им можно посоветовать просто закрыться и начать поиск чего-то совсем другого, причем желательно порознь...

-
- Сообщения: 53
- Зарегистрирован: Пн май 28, 2007 11:24
- mmdesign
- джазофил
- Сообщения: 1141
- Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
- Откуда: Vilnius
- Контактная информация:
Это правда, они все активны, но пока ничего более яркого, чем записи Медески вроде сделать не получается. И потом, то что они делают по-отдельности зачастую очень похоже на ММВ. Мне правда зверски нравился альбом Джона Медески с Фьюзом "Lunar Crash".magnitafon писал(а):По-моему, Медески довольно активен и вне этого проекта.
Кто-то кто с ним играл (забыл, не хочу спутать) говорил, что Джон по натуре фоновый музыкант. Он не стремится к доминированию и легко отходит на вторую роль, когда появляется лидер.
Вот этого не отнимешь. Они прекрасно подходят друг другу, и почти наверняка обожают гонять свою медесковщину хоть до бесконечности. У нас был их концерт. Мои продвинутые кореша довольно кисленько отсидели - мол "все те же ММВ". А я получил море удовольствия, хотя к этому времени уже переболел медескоманией. Да им именно комфортно. Некоторые, правда, утверждают, что комфорт не лучший помощник в творчестве.wolk_off писал(а):Так ведь, похоже, не хотят. Похоже, им там, в этом их мирке, комфортно и уютно...
- Donna_Anna
- джазмен
- Сообщения: 245
- Зарегистрирован: Ср авг 12, 2009 09:10
- Откуда: Москва
Ну, это всё-таки как сказать, я считаю. Когда у тебя львиная доля энергии уходит, скажем, на то, чтобы обуздать "этогочёртовабарабанщика" или "этогоидиотасконтрабасом", маловероятно, что творчество сильно плодотворным получитсяmmdesign писал(а): Некоторые, правда, утверждают, что комфорт не лучший помощник в творчестве.

- Samurai loves jazz
- Сообщения: 64
- Зарегистрирован: Ср фев 25, 2009 02:51
- Откуда: Каштановое Дерево
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
- Samurai loves jazz
- Сообщения: 64
- Зарегистрирован: Ср фев 25, 2009 02:51
- Откуда: Каштановое Дерево