Неповторимое лицо у российской джазовой школы, вернее его очертания и наброски уже есть. И мне кажется, одним из примеров этих зачатков может служить балаечник Алексей Архиповский. К сожалению в этом потоке о нем ни сказано ни слова.Roman писал(а):Некоторое время назад я разместил в ЖЖ (в сообществе Jazz.Ru) следующие мысли по поводу российской джазовой школы:
...Желаем мы того или нет, мы (музыканты и вообще люди искусства) объективно являемся носителями определённой культуры, которая нас взрастила и воспитала. Откреститься от этих корней на словах несложно - деклараций на тему "культурной независимости творца" полным-полно. На деле же порвать с национальными культурными корнями не представляется возможным- даже в самом радикальном авангарде (уж казалось бы, совершенно"надкультурном" явлении) неизбежно будут прослеживаться те самые корни. Либо - сознательные попытки затоптать эти корни поглубже в землю.
Вот примерно это, последнее, и происходит, на мой взгляд, с джазом в России. Начнём с того, что сама практика обучения джазу на 90% пронизана подражаниями великим и выдающимся представителям ИНВАРИАНТНОЙ культуры (т.е. американским лидерам straight-ahead jazz). И далее, в отсутствии спроса на музыку,которую мы могли бы причислить к собственной культурной ветви (т.е.ВАРИАНТНОЙ культуры, другими словами - той же национальной школы) 90%музыкантов остаются до конца своих дней на той же самой ступени подражания. Это обстоятельство ещё больше усугубляется стремлением к совершенствованию техники исполнения, в то время как множество аспектов, составляющих любую музыку - оригинальность языка, строение формы, поиск собственных форм звучания - остаются за бортом. И как только некий творческий состав демонстрирует обращение именно к этим составляющим в своём творчестве, представители инвариантной культуры(т. е. джазовые эпигоны, которые, хоть и родились в России, пытаются затоптать поглубже российские культурные корни, прикрыв их кроной американского джаза) объявляют во всеуслышанье: "Это не джаз". А поскольку эпигоны авторитетны, творческие коллективы теряют право на участие в джазовых фестивалях, а фестивали "неприсоединившихся"(опять-таки в силу отсутствия спроса на оригинальное) в коммерческом и пропагандистском плане в российской действительности несостоятельны...
Великая русская симфоническая школа стояла на плечах гигантов - венской троицы Гайдн-Моцарт-Бетховен. Но только с Глинки, органично и талантливо соединившим русский фольклор с завоеваниями венских классиков, эта великая школа начала свой отсчёт как национальная. Великая французская симфоническая школа обогатила себя в ХХ веке именно благодаря манифесту Жана Кокто "Петух и Арлекин", из которого выросла французская шестёрка- выросла на отрицании влияния немцев-нововенцев, закрепив лучшие достижения французской музыки. Каким образом произойдёт становление национальной российской джазовой школы? Будет ли она оставаться "филиалом североамериканского джаза в России", или всё-таки у неё будет своё, неповторимое лицо? Вопрос остаётся открытым....
Дискуссию по этому поводу можно посмотреть здесь. Интересно узнать ваше мнение о вышеизложенном, уважаемые форумчане.
Каково лицо российской национальной джазовой школы?
Модераторы: wolk_off, AlexMachen
- Дмитрий2008
- джазмен
- Сообщения: 386
- Зарегистрирован: Ср апр 11, 2012 15:27
- Откуда: Мяуква
Re: Каково лицо российской национальной джазовой школы?
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Re: Каково лицо российской национальной джазовой школы?
Про Архиповского осведомлён, благодарю. Но, на мой взгляд, к джазу он имеет отношение крайне опосредованное. Скорее, наиболее типичными представителями российской джазовой школы могут быть смело названы например, "Второе приближение" и трио Гайворонский - Волков - Кондаков. О них (как и о самой проблеме - только подробнее) я писал вот здесь.Дмитрий2008 писал(а): Неповторимое лицо у российской джазовой школы, вернее его очертания и наброски уже есть. И мне кажется, одним из примеров этих зачатков может служить балалаечник Алексей Архиповский. К сожалению в этом потоке о нем ни сказано ни слова.
В то же время мне представляется, что ничего плохого не будет в том, чтобы расширять джазовый инструментарий - в том числе и балалайка может занять достойное место в этом ряду. К примеру, дуэт String Trek, где один из участников - гитарист Миша Фейгин, живущий ныне в Луивилле, играет в том числе и на балалайке в манере, близкой к неидиоматике Дерека Бейли.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
- Дмитрий2008
- джазмен
- Сообщения: 386
- Зарегистрирован: Ср апр 11, 2012 15:27
- Откуда: Мяуква
Re: Каково лицо российской национальной джазовой школы?
Это была своего рода "провокация". Прошу меня простить. Но если Вы не против расширения инструментария, буду рад услышать Ваши комментарии вот в этой теме - viewtopic.php?f=5&t=6615Roman писал(а):Про Архиповского осведомлён, благодарю. Но, на мой взгляд, к джазу он имеет отношение крайне опосредованное. Скорее, наиболее типичными представителями российской джазовой школы могут быть смело названы например, "Второе приближение" и трио Гайворонский - Волков - Кондаков. О них (как и о самой проблеме - только подробнее) я писал вот здесь.
В то же время мне представляется, что ничего плохого не будет в том, чтобы расширять джазовый инструментарий - в том числе и балалайка может занять достойное место в этом ряду. К примеру, дуэт String Trek, где один из участников - гитарист Миша Фейгин, живущий ныне в Луивилле, играет в том числе и на балалайке в манере, близкой к неидиоматике Дерека Бейли.
А теперь внимание, вопрос: обязательно ли олицетворять национальную джазовую школу должен музыкант-НАРОДНИК? И только ли он?
Re: Каково лицо российской национальной джазовой школы?
Понравился балалаечник, сразу видно, что музыкант "от бога".
- Дмитрий2008
- джазмен
- Сообщения: 386
- Зарегистрирован: Ср апр 11, 2012 15:27
- Откуда: Мяуква
Re: Каково лицо российской национальной джазовой школы?
Мне кажется, что игра Российских джазовых музыкантов чересчур эклектична. Они скорее стремятся не к национализму, а к интернационализму. 

- jazzman1945
- джазмен
- Сообщения: 435
- Зарегистрирован: Пт сен 14, 2012 11:34
Re: Каково лицо российской национальной джазовой школы?
Эклектизм в музыке - неизбежная и необходимая фаза развития артиста , которая может быть продолжительной или короткой, как например у Телониуса Монка.Однако это одна часть становления мзыканта ; другая - нахождение собственного языка, своей муыки . А как раз это наиболее сложная составная ; она требует соответствующего художественного климата , толкающего музыканта в этом напралении .Дмитрий2008 писал(а):Мне кажется, что игра Российских джазовых музыкантов чересчур эклектична. Они скорее стремятся не к национализму, а к интернационализму.
Однако игра основной массы российских джазовых музыкантов (могу судить только по записанному) не просто эклетична , но более напоминает отчет о пройденном материале; ибо такова установка в российских джазовых учебных заведениях .
Ищите отстствующее : http://gershwin.music.mos.ru/upload/med ... -piano.pdf
http://saulskiy.arts.mos.ru/upload/medi ... n_5_7..pdf
http://mmk.gka.ru/new/images/umo/33.pdf
I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )
- jazzman1945
- джазмен
- Сообщения: 435
- Зарегистрирован: Пт сен 14, 2012 11:34
Re: Каково лицо российской национальной джазовой школы?
Эклектизм в музыке - неизбежная и необходимая фаза развития артиста , которая может быть продолжительной или короткой, как например у Телониуса Монка.Однако это одна часть становления мзыканта ; другая - нахождение собственного языка, своей муыки . А как раз это наиболее сложная составная ; она требует соответствующего художественного климата , толкающего музыканта в этом напралении .Дмитрий2008 писал(а):Мне кажется, что игра Российских джазовых музыкантов чересчур эклектична. Они скорее стремятся не к национализму, а к интернационализму.
Однако игра основной массы российских джазовых музыкантов (могу судить только по записанному) не просто эклетична , но более напоминает отчет о пройденном материале; ибо такова установка в российских джазовых учебных заведениях .
Ищите отсутствующее : http://gershwin.music.mos.ru/upload/med ... -piano.pdf
http://saulskiy.arts.mos.ru/upload/medi ... n_5_7..pdf
http://mmk.gka.ru/new/images/umo/33.pdf
I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )
- Дмитрий2008
- джазмен
- Сообщения: 386
- Зарегистрирован: Ср апр 11, 2012 15:27
- Откуда: Мяуква
Re: Каково лицо российской национальной джазовой школы?
Спасибо за материалы! А установки, конечно, нужно менять.jazzman1945 писал(а):Однако игра основной массы российских джазовых музыкантов (могу судить только по записанному) не просто эклетична , но более напоминает отчет о пройденном материале; ибо такова установка в российских джазовых учебных заведениях .
Ищите отстствующее : http://gershwin.music.mos.ru/upload/med ... -piano.pdf
http://saulskiy.arts.mos.ru/upload/medi ... n_5_7..pdf
http://mmk.gka.ru/new/images/umo/33.pdf